Улюкаев нашел лишние 900 млрд рублей у Силуанова

Улюкаев нашел лишние 900 млрд рублей у Силуанова













фото: Геннадий Черкасов





По его мнению, их надо срочно направить на стимулирование роста ВВП, а также в Крым и Севастополь. Однако в Минфине и Счетной палате с этим категорически не согласны. Оппоненты Улюкаева требуют не трогать бюджетное правило, а средства на развитие изыскивать за счет эффективности расходов. В ответ министр экономического развития указывает, что найденные им деньги не имеют отношения к ценовой конъюнктуре сырьевых рынков, а являются результатом падения курса рубля. Так что их придется бросить в топку экономического роста.

Правительственный час в Госдуме Алексей Улюкаев начал сразу за упокой: «Семь месяцев назад мы встречались с вами и констатировали, что экономическая ситуация в России самая острая с 2009 года. За истекшие семь месяцев ничего утешительного не произошло, и ситуация стала даже более напряженная, чем была прежде. К тем внутренним факторам торможения экономического роста добавилась высокая степень неопределенности на глобальных финансовых рынках, серьезный отток капитала, неготовность инвесторов принимать инвестиционные решения в той острой международной обстановке, которая сложилась за последние два месяца».

В результате все нестабильно. По итогам первого квартала темп роста менее 1% (0,8%). Да и то, по оценке Улюкаева, даже такая низкая цифра — «эффект базы на фоне пересчета Росстатом экономических итогов в первом квартале прошлого года». На самом же деле российская экономика устремилась в пике вниз. По расчетам Минэкономразвития, с сезонной и календарной очисткой первый квартал этого года упал к четвертому прошлому на целых 0,5%. Иными словами, это уже никакая не стагнация, а самая настоящая рецессия. То есть экономический кризис на пороге, если уже не наяву. Так что когда Дмитрий Медведев на прошедшей 15 апреля коллегии Минфина говорит об 1% роста ВВП, то сильно лукавит.

Впрочем, в последнем среднесрочном прогнозе Минэкономразвития обещан рост в зависимости от деятельности властей от 0,5% до 1,1%. К тому же на фоне падения ВВП отмечен рост промышленности (1,1%), особенно обрабатывающей (2%). По-видимому, сказалось падение рубля.

Но, с другой стороны, никто не отменял причины падения ВВП, прежде всего резкое сокращение инвестиций и не только государственных и госмонопольных (минус 20% в прошлом году), но и частных (минус 4,8 в первом квартале этого года).

Выход, по Улюкаеву, только один — смягчение так называемого бюджетного правила, согласно которому в федеральный бюджет поступают только те нефтегазовые доходы, которые формируются при цене нефти, не превышающей, например, в этом году $93 за баррель. Все, что выше, — в резервные фонды. Правда, Улюкаев не намерен нарываться на объединенный фронт Минфина и Счетной палаты, в которых считают, что бюджетное правило — священная корова нашей казны, а деньги на рост надо искать в ходе повышения эффективности расходов. Точку в этом споре должны поставить на заседании правительства 24 апреля, а пока премьер с удовольствием сталкивает лбами оппонентов.

Поэтому Силуанов предлагает термин «усовершенствование». Почему это нужно? По оценке его ведомства, федеральный бюджет в этом году дополнительно получит примерно 900 млрд рублей или даже больше за счет нефтегазовых доходов. Конечно, эту цифру можно отнести к недостаткам прогнозирования самого Минэкономразвития, за что вчера в Госдуме его не ругали только ленивые. И тратить эти деньги вроде бы нельзя — все в Резервный фонд.

Но тут Улюкаев нашел интересное обоснование направления 900 млрд на непосредственные нужды бюджета в сфере подстегивания роста и поддержки Крыма и Севастополя.

По его мнению, это исключительный результат снижения курсовых соотношений (падения рубля), то есть экспортные пошлины, пересчитанные на рубли, создают дополнительный источник поступлений. А конъюнктура мировых сырьевых рынков осталась неизменной. «Я хотел бы быть правильно понятым. Мне совершенно не импонирует идея отмены бюджетного правила, приостановки или даже смягчения, — мы говорим о том, что оно должно быть усовершенствовано», — завершил Улюкаев.

Кто именно победит в схватке за 900 млрд рублей, пока не ясно. Но важнее другое: у правительства Медведева нет какой-либо внятной программы противодействия сползанию страны в кризис. Тем более что возможные санкции Запада наверняка ускорят этот процесс.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей