фото: Геннадий Черкасов
А ведь Великобритания была одной из первых стран Запада, где еще в конце ХIX века задумались о том, что нельзя бросать на произвол судьбы тех своих соотечественников, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Имелись ввиду старики, сироты, инвалиды и безработные. Первый прообраз государственной пенсии возник еще в 1670-х годах, когда адмиралтейство начало регулярно выплачивать небольшие суммы отставным офицерам Королевского военно-морского флота, достигшим 70 летнего возраста. Позже вместе с Англиканской церковью делом социальной защиты больных и неимущих занялись многочисленные благотворительные организации. Они собирали средства на строительство больниц, домов для престарелых, ветеранов войн и инвалидов. Но центральное правительство оставалось в стороне. В начале ХХ века государственный бюджет не выделял на социальные нужды ни единого пенса! Зато на военные расходы уходило больше 33%. Начало “социального государства” заложил в 1911 году либеральный премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж, создавший систему социального страхования. Она предполагала, что каждый работающий британец выплачивал из своей зарплаты небольшие суммы на пособия по безработице и бесплатное лечение в больнице. В 1942 году известный британский экономист Уильям Беверидж предложил ввести в стране систему социального страхования и социальную службу помощи бедным. Он считал, что для избавления общества от нищеты, болезней, невежества и праздности правительство должно обеспечить людям адекватные доходы, здравоохранение, образование, а также жилище и занятость. Каждый человек работоспособного возраста обязан делать взносы в национальную систему страхования. В свою очередь, старики, больные, безработные, и вдовы должны быть социально обеспечены. Правительство лейбористов приняло план Бевериджа и с 1948 года Великобритания стала полноценным социальным государством. С тех пор формы социальной помощи интенсивно развивались и сегодня на пенсии, здравохранение и социальные пособия государство расходует почти 400 млрд. фунтов (650 млрд. долл.) - 54% годового бюджета страны. Что же касается некогда могущественной обороны, то она низведена до менее, чем 6%. Перечисление всех видов пособий, на которые могут претендовать британцы во втором дфесятилетии XXI века, заняло бы слишком много места. Назову лишь самые основные: - по безработице и для малоимущих; - для оплаты арендуемого жилья и погашение местных муниципальных налогов; - на приобретение горючего для обогрева домов зимой, на оплату счетов зимнего отопления, на оборудование жилья дополнительной теплоизоляцией; - для оплаты расходов по уходу за престарелыми; - выплаты в связи со смертью одного из супругов; - на детей, на выплаты матерям, отцам и усыновителям по уходу за детьми и на содержание детей; - по инвалидности и по нетрудоспособности, а также пособия для оборудования жилья инвалидов специальными приспособлениями и на реконструкцию помещений в которых они живут; - пособия для учащихся, на приобретение школьной формы, на бесплатные школьные обеды и на предоставление школьного транспорта; - бесплатные лекарства и проезд в городском транспорте для пенсионеров. Благодаря этой системе, государство создает неработающим гражданам вполне приличные жизненные условия. Справедливо? Безусловно. Однако, вспомним Бевериджа, который говорил, что нужно бороться не только с нищетой, но и с праздностью. В Бирмингеме, Манчестере, Лидсе, Глазго мне приходилось бывать в районах, большинство обитателей которых не работали никогда в жизни. Как и чем живут эти люди было подробно рассказано недавно в двухсерийной передаче 4-го канала “Улица бенефитов”. Многие из ее героев вполне комфортно себя чувствуют на пособиях и не видят смысла в поступлении на работу. В обществе зреет недовольство маргинальным меньшинством, которое презирает труд и предпочитает оплаченную праздность. Идея социального государства зашла в тупик. Работающее большинство больше не хочет “кормить бездельников”. В прошлом году на государственные пенсии по старости и социальные пособия для 20 млн. человек было израсходовано 166 млрд. фунтов (более 270 млрд. долл.). Сто лет назад нищие вызывали у британцев сострадание и угрызения совести. В наши дни три четверти избирателей уверены, что умереть от голода в королевстве можно разве что от анорексии. Соответственно растет популярность мер, предпринимаемых официальным Лондоном по сокращению ассигнований на “социалку”. Коалиционное правительство, возглавляемое консерваторами, обещало к концу 2015 сократить стоимость социальных программ на 50 млрд. фунтов (80 млрд. долл.). Только в апреле эти расходы уменьшатся на 1.4 млрд. фунтов. Жизнь “бенефитчиков” усложняется. Теперь они должны ежедневно являться в службу по трудоустройству и активно искать работу, а пока ее нет, трудиться в качестве волонтеров. Особую жесткость власти стали проявлять к тем, кто получают пособия незаконно. Они предъявляют поддельные справки, прикидываются инвалидами, словом идут на любые ухищрения, чтобы вырвать у государства как можно больше денег. А сами тем временем, занимаются бизнесом, живут в богатых домах, ездят на дорогих автомобилях. Не так давно разоблачили “инвалида”, представившего подложные документы о том, что у него якобы ампутирована нога. За 2 года он получил пособий на 75 тысяч фунтов. Надо сказать, что таких не так уж много, всего 2.2%. Однако ущерб от их действий обходится казне в сотни миллиардов. По новому закону эти аферисты должны будут не только нести уголовную ответственность за подлог, но и возмещать государству его убытки. Сокращение социальных расходов вызывает возмущение крайне левого крыла британского политического спектра. Его представители обвиняют правительство в том, что оно хочет бросить на произвол судьбы нищих и больных. Отвечая таким критикам, министр пенсий и социального обеспечения Иен Данкан Смит сказал на днях: “Мы не отказываемся от принципа социального государства, мы возвращаемся к его основной идее – оказание помощи попавшим в беду, а не финансирование тех, кто мечтает о праздном образе жизни”. |