фото: Сергей Иванов
По пути с работы домой многие москвичи делают мелкие покупки: хлеб, молочка, овощи или фрукты. Подобная продукция щедро представлена в небольших киосках, ларьках и павильончиках, расположенных, как правило, в самых проходных и оживленных местах — у станций метро, остановок общественного транспорта. Однако в скором времени москвичей лишат этой возможности. Мэрия опять сочла мелкую уличную торговлю несовременной, нецивилизованной и антисанитарной. А значит ларькам, киоскам и павильончикам снова грозит «оптимизация». О взаимоотношении операторов уличной розницы с чиновчничьим аппаратом в Москве можно написать книгу. В 90-е мелкая розница была локомотивом городской экономики. Размещением киосков занимались руководители управ и префектур, дружба с которыми гарантировала владельцам ларьков относительно спокойную жизнь. Но не навсегда. В 2011 году новый мэр столицы Сергей Собянин разрушил порочный механизм. В одну из первых поездок по городу он обрушился на киоски и ларьки разной масти, заполонившие все знаковые московские места. Испуганные чиновники кинулись исполнять поручение градоначальника и, как водится, наломали дров — торговые объекты сносили без суда и следствия, так же «нецивилизованно», как прежде устанавливали. Впрочем, сами владельцы киосков к реформе отнеслись с пониманием — навести порядок в уличной торговле было необходимо. После этого столичные власти разработали схему размещения нестационарных торговых объектов. В результате из 22 000 ларьков и киосков, работавших на территории столицы до 2011 года, осталось около 8 000. Киоскеров обязали привести вид торговых объектов в соответствие с единым городским стандартом — закупить новые модули, разработанные Москомархитектурой. Стоимость новых киосков варьировалась в пределах 300 — 550 тысяч рублей — деньги для малого бизнеса немалые. В павильонах, где необходимо было использовать холодильные аппараты, стоимость достигала 1 миллиона. Средний срок окупаемости киоска — 6,5 лет! Но сегодня это никого не волнует. Малому бизнесу опять навязывают новые правила игры. Возможно, опасения участников нестационарной торговли преждевременны — документа, диктующего киоскам и ларькам новые требования, пока еще никто не видел. Однако проверенные источники говорят, что вот уже два месяца Департамент торговли и услуг города Москвы массированно готовится к «наезду» на мелких предпринимателей. По словам вице-президента некоммерческого партнерства «ОПОРА», президента Коалиции киоскеров Владлена Максимова, речь идет о радикальном изменении существующих нормативов. В частности, чиновники опять хотят сократить нестационарную сеть в несколько раз: с нынешних 5700 точек до 1400, то ли вообще до 850 — называются разные цифры. Кроме того, будут полностью уничтожены киоски со специализацией «табак», «рыба», а также фаст-фуд в ЦАО. Вдобавок планируется установить так называемую «мертвую зону» в радиусе 50—100 метров вблизи всех стационарных магазинов, а сами киоски и павильоны заменить на новые. Мы все прекрасно знаем: магазинов шаговой доступности в Москве катастрофически не хватает. Зачем же убивать эту торговлю в небольших частных магазинчиках, которая так необходима москвичам и приносит бюджету города немалые дивиденды в виде налоговых отчислений в бюджет? Кому это выгодно? Аргументы городских властей, признаться, выглядят неубедительно: киоскеров обвиняют в антисанитарии и принудительно гонят на какие-то свободные стационарные площади, принадлежащие городу. «Все, кто хоть чуть-чуть знаком с этой темой, прекрасно знают, что свободных помещений под реальный бизнес в Москве не существует, — поясняет Максимов. — Есть помещения, которые никто не берет — это большие помещения с одним входом. Что касается торговых центров, то они заполняются в основном сетевыми брендами, которые к малому бизнесу отношения не имеют». По подсчетам участников рынка, сегодня в ларечном бизнесе Москвы трудятся около 25 000 человек, кроме этого, на киоски и ларьки «завязаны» сотни поставщиков товаров из российских регионов — те самые местные производители, которых нужно поддерживать. Москвичей уверяют, что они могут через муниципалитеты и местных депутатов влиять на размещение магазинов шаговой доступности, однако на деле этого никогда не было — все решают чиновники. А страдают в итоге потребители и малый бизнес, который чиновники называют опорой экономики лишь на словах. |