США подают санкции под разными соусами

США подают санкции под разными соусами













фото: PhotoXPress





В Москве есть те, кто говорит: санкции российская экономика не почувствовала. Неправда. Именно ожидания тех или иных ограничений толкают вниз и котировки на российском фондовом рынке (в значительной мере находящемся к тому же под контролем иностранных инвесторов), и рубль, и рейтинги. А рейтинги – это ценники, в частности, на новых кредитах, которые необходимы российским банкам, чтобы расплатиться по старым. Если новых кредитов там банки не найдут, им придется покупать валюту здесь, а это обострит проблему рублевой ликвидности и усугубит кредитный голод.

Именно банки, как и ожидалось, оказались под ударом прежде всего американских санкций. И нажим растет. Именно так следует понимать приостановку по инициативе Вашингтона российско-американских переговоров по подготовке соглашения об обмене налоговой информацией.

Казалось бы, какая связь между борьбой США с налоговыми уклонистами и устойчивостью российских банков? Оказывается, прямая. FATCA — это американской закон о налогообложении иностранных счетов американских резидентов. Закон американский, а счета-то иностранные. Чтобы увязать одно с другим, закон вводит американские санкции против иностранных банков, которые не зарегистрируются в системе службы внутренних доходов США (IRS). FATCA устанавливает dead line: регистрация должна состояться до 1 июля 2014 года. Незарегистрированных ждут санкции, и весьма чувствительные: 30%-ый налог с выплат в пользу банка пассивных доходов от американских активов (например, процентов), а с 2017 года — те же 30%, но уже и с продажи ценных бумаг, и даже с транзитных платежей.

Вот так. И заметьте: никто не говорит об одностороннем подходе, диктате и прочем. Во-первых, каждая страна может ввести санкции или штрафной налог с доходов, полученных с ее активов. Но не каждая введет. Потому что США с точки зрения привлекательности для капиталов и развитости разнообразных рынков оставляют большинство стран далеко позади. Во-вторых, над FATCA реет флаг борьбы с офшорами, а это мейнстрим, одобренный и большой пока еще восьмеркой и еще большей двадцаткой.

Однако выясняется, что препоны в регистрации в виде простой остановки переговоров – это уже нацеленная политическая мера по ослаблению и банков, и экономики в целом той страны, которая попадает в черный список Вашингтона. Российские банки оказываются в положении «хуже губернаторского». Вроде еще ни в чем не провинились и даже счетов американских резидентов у них может не быть, а раз не зарегистрировались вовремя, но доходы в США получают – извольте под раздачу, которая будет особенно болезненной для российских банков, получателей американских кредитов и обслуживающих российских экспортеров. Впрочем, что от экономики до политики один шаг, далеко не открытие.

Что делать? Пока главный вектор – или возобновление переговоров, чего 9-11 апреля министр финансов Антон Силуанов будет добиваться в Вашингтоне, или принятие в России закона, позволяющего российским банкам предоставлять по правилам FATCA информацию напрямую в налоговую службу США. Законопроект, как следует из слов Силуанова, уже в поте лица должны писать в Минфине, правда, очевидно, что к его написанию было бы невредно привлечь и американских юристов, а времени в обрез. «План Б» -- закрытие счетов в американских банках и поиск замены. Но с заменой могут возникнуть проблемы -- есть опасность того, что американцы осложнят жизнь тем, кто рискнет их заменить, так что сменщики торопиться не будут.

В знаменитой песне, которую исполняет Иосиф Кобзон: «Не думай о секундах свысока…», «секунды» впору менять на «санкции» и стараться сократить их век, иначе они будут свистеть, «как пули у виска» российской экономики.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей