фото: PhotoXPress
— Отличие человека от остальных живых существ в том, что мы можем думать, воображать себе те вещи, которые еще не существуют, и делать их реальными, — обратился к гостям исполнительный директор Национальной сети креативности США (National Creativity Network) Деннис Чик. — Воображение, креативность, инновации — вот движущая сила современной экономики. В Лос-Анджелесе доля креативной отрасли составляет 18%. В 2010 году экспорт произведений искусства принес $ 64 млрд, в то время как еда — $52 млрд, фармацевтика — $34 млрд. Американского коллегу поддержал сопредседатель экспертной группы Европейского союза в сфере креативных индустрий Рагнар Сиил: «В Европе креативные отрасли дают 4,5% ВВП и 8,5 млн рабочих мест. У этого сегмента большой потенциал, поэтому мы внимательно изучаем ситуацию в разных регионах и ищем пути, как стимулировать «креативное развитие». Мерами городской поддержки поделился представитель муниципалитета Копенгагена Мартин Бредгард Соренсен. (Как известно, датскую столицу с ее фестивалями еды, одежды, тату, джаза многие называют одним из самых креативных городов Европы.) По словам Соренсена, творческий кластер в Копенгагене самый крупный, и власти стараются всячески привлечь в него новые силы: «Мы хотим, чтобы само городское пространство было манифестацией креативности. Детские площадки, работа с мусором, организация эффективного дорожного движения — все что угодно может стать основой для творческих предпринимателей, когда во главу угла поставят инновации, оригинальные решения. И задача нас как власти — улучшать инфраструктуру для бизнеса, обеспечивать недостающие звенья: организовывать бизнес-инкубаторы, где помогут трансформировать идеи в бизнес; проводить консультации для стартапов. Мы создаем креативный хаб — точку притяжения, коммуникационную площадку для полутора тысяч предпринимателей. Все это гораздо эффективнее, чем прямые субсидии бизнесу». В свою очередь представитель правительства Каталонии Хорди Селлас Феррес, говоря еще об одном признанном креативном центре европейской жизни — Барселоне, — отметил, что власти не отказываются от финансовой помощи некоторым традиционным учреждениям культуры (тем же театрам), которые дают большую социальную отдачу при низкой прибыли. Тем не менее правительство все активнее использует схемы совместного финансирования, вовлекая креативных испанцев в бизнес: «Мы помогаем компаниям быть более автономными». Что касается Москвы, то здесь — так уж получилось — креативные предприниматели как раз собственными силами создали свои первые кластеры: ARTPLAY, Винзавод, Флакон. Здесь сегодня есть и коворкинги, и творческие школы, и ремесленные мастерские, выставки и ярмарки. Как рассказала в беседе с «МК» основатель ЦСИ «Винзавод» Софья Троценко, сегодня один только их кластер объединяет около 350 предпринимателей. Однако, похоже, теперь и московские власти готовы подключиться к обустройству новых «территорий креативности». Во всяком случае, такие планы сейчас обсуждаются Департаментом культуры и Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства. Ну а тем, кто уже сегодня готов влиться в ряды бизнесменов-креативщиков, но пока не знает, с чего начать, свой совет дал энергичный Геррит Хайджкуп, управляющий партнер и советник по стратегии бизнес-проекта HCIBS. Если очень коротко, секрет такой: если у вас есть доступ ко Всемирной сети — у вас есть доступ ко всем ресурсам в мире. Есть сайты, где каждый день люди со всех стран выкладывают свои изобретения, — это отличное место, чтобы черпать вдохновение (например, springwise.com). Есть краудфандинговые платформы и онлайн-микрокредитование, где единомышленники из народа смогут поддержать вас финансово (kiva.org и др.). Есть сайты типа «люди на час», где специалисты-добровольцы за 5 долларов проведут вам маркетинговое исследование или помогут с дизайном сайта (peopleperhour.com). Следующий Саммит креативных индустрий пройдет через год в Милане. Но уже сейчас интерес, вызванный мероприятием в Москве, подстегнул активных и творческих россиян задуматься и о создании нового формата регулярных встреч в РФ с привлечением гуру мирового дизайна, кино- и медиаиндустрии, архитектуры и пр. Тем более, как сообщила генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро Москвы Ксения Бойкова, недавно прошедший Всемирный конгресс предпринимателей показал — деловые люди охотно едут к нам, несмотря на санкции политиков: «Многие делегаты отмечали, что столица превзошла их ожидания. Участие в событии приняли более 6 тысяч делегатов из 153 государств». |