Долги регионов достигли 2 триллионов рублей

Долги регионов достигли 2 триллионов рублей













фото: Наталья Мущинкина





Надо отдать должное и главе Совета Федерации Валентине Матвиенко, и министру финансов Антону Силуанову, которые выступая на публичном мероприятии, не стали приукрашивать действительность и сказали все как есть. Так вот, на фоне в целом сбалансированного бездефицитного федерального бюджета, общий региональный дефицит достиг уже 673 млрд. руб., а консолидированные государственные долги растут в геометрической прогрессии по 36-40% в год. При этом, еще растет доля рыночных заимствований, в основном в Сбербанке, что, конечно, увеличивает стоимость их обслуживания.

Доходная база бюджетов субъектов и муниципальных образований кране не устойчивы. Наиболее нестабильным, особенно в условиях волатильности на рынках и экономического спада, является налог на прибыль, 90% которого остается в региональных бюджетах. Доходы от него в прошлом году сократились на 13%. Это по официальным данным, а в реальности, поговаривают еще больше. Региональные и местные налоги, вроде налогов на имущество, конечно, более предсказуемы, но их доля в общем объеме доходов невелика — всего 15%.

Доходы, остающиеся в регионах, за исключением Москвы, все последние годы снижались и за 9 месяцев 2013 года составили всего 46%. Усугубили ситуацию изменения в налоговом законодательстве в связи с введением консолидированных групп налогоплательщиков, когда региональные «дочки» крупных компаний стали платить налог на прибыль по месту регистрации главной структуры. Это привело в некоторых субъектах, например, в Пермском крае, к значительному выпадению доходов. По этому поводу глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заметила, что в стране есть ведомства, являющиеся «министерствами внутри садового кольца».

Естественно, необходимость выполнения текущих обязательств вынуждает губернаторов сокращать инвестиционные расходы (например, в 2013 году доля расходов консолидированных бюджетов регионов на инвестиции составила всего 10%), капитальные вложения, и, наоборот, увеличивать долговые обязательства.

Одной из традиционных проблем также была названа неравномерная развитость регионов, когда разрыв валового регионального продукта на душу населения достигает 40 раз. Количество субъектов, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, за последние три года увеличилось с 69 до 73. Эта помощь достигла уже 400 млрд. руб.

На конференции были озвучены и конкретные рекомендации, что делать в создавшейся ситуации: от самых простых, типа наладить финансовую дисциплину, чтобы те же трансферты перечислялись ритмично в течении всего года, а не в конце, до более сложных. Расширить налоговую базу региональных бюджетов и муниципальных образований, за счет дополнительных так называемых «устойчивых» налогов. Например, зачислять доходы налога на физических лиц по месту регистрации плательщика, а не там, где человек работает. Кстати, эта тема давно, но безуспешно, поднимается руководителями соседних с Москвой и Санкт-Петербургом областями. Кроме того, если в налоговое законодательство вносятся изменения, связанные с возможным выпадением доходов, предусматривать финансовые компенсации. Сделать более эффективной методику выравнивания региональных бюджетов, чтобы стимулировать субъекты к развитию.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей