фото: PhotoXPress
Как известно, первый сход с рельс цистерн и, последовавший за этим пожар, произошел вечером 12 февраля. Следователи Следственного комитета по Рязанской области, возбудившие уголовное дело по факту «нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах» установили, что «с места стоянки сошли 14 цистерн, которые, неконтролируемо двигаясь по железнодорожным путям, столкнулись со стоящими 4 цистернами с метилтретбутиловым эфиром». После столкновения содержимое вагонов загорелось, и огонь перекинулся на другие объекты. В итоге поврежденными оказались трубопроводные эстакады, емкости и резервуары для хранения нефтепродуктов, цистерны, административные здания. Ущерб, причиненный НПЗ, предварительно оценен в сумму, превышающую 9,5 млн руб. К счастью, в результате инцидента никто не пострадал. Стоит также отметить, что все это произошло на путях так называемого «необщего пользования», которые входят в зону ответственности работников НПЗ, а эксплуатация вагонов, в том числе их закрепление, сохранность тормозных башмаков и т.д., регламентируется внутренними документами предприятия. Вторая авария, с гораздо меньшими последствиями, произошла утром 17 февраля. Со станции Стенькино-2 маневровым локомотивом осуществлялась подача под погрузку на свободный путь 10 порожних цистерн. Однако на пути их следования оператором не было опущено в нерабочее положение предохранительное устройство, что привело к сходу двух вагонов. К настоящему времени специалисты Ространснадзора уже выявили грубые нарушения на заводе, создающие угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В частности, в акте, который есть в распоряжении «МК», говорится, что представителями предприятия были самостоятельно изменены нормы закрепления железнодорожного подвижного состава, которые не соответствовали фактическому профилю пути. Кроме того, без согласования с владельцем инфраструктуры были внесены изменения в инструкцию, регламентирующую «количество тормозных башмаков и места их хранения, изменено расположение негабаритных мест». Все эти нарушения и привели к транспортным происшествиям. Руководство рязанского НПЗ получило предписание о запрете подачи и уборки вагонов на пути необщего пользования до устранения всех выявленных нарушений. До 15 апреля 2014 года эксперты Ространснадзора проведут массовую проверку владельцев железнодорожных путей необщего пользования, по которым осуществляется пропуск вагонов с опасными грузами. Они внимательно изучат всю нормативно-правовую базу, в случае необходимости унифицируют ее в соответствии с законодательством, и заодно протестируют знания работников правил технической эксплуатации железных дорог России. |