фото: РИА Новости
По схожему сценарию развиваются события в холдинге «Юнитайл», объединяющем производителей керамической плитки. Главный акционер одной из компаний, входящих в холдинг, в свое время привлекший Маевского к управлению группой, потребовал от того освободить директорское кресло. Как выяснилось, это не единственные громкие факты в карьере бизнесмена. Приступая к «спасению» аграрного холдинга, бизнесмен не скупился на обещания. «Я умею покупать проблемные компании и делать их непроблемными...,— заявил РБК daily г-н Маевский. — Я буду продавать там, где более выгодно. У меня фактически есть покупатели на зерно из Саудовской Аравии», — подчеркнул г-н Маевский. Однако, послужной список Леонида Станиславовича содержит немало пунктов, заставляющих задуматься о возможных перспективах партнерства с подобным инвестором. Как обанкротился судоремонтный завод Отдельного рассказа заслуживает история супер-менеджмента в исполнении Леонида Станиславовича на Мурманском судоремонтном заводе Морского флота. В последние годы заводу приходилось непросто из-за сокращения заказов, однако даже кризисный 2008 год МРСЗ закончил с прибылью. Но вот в 2010 году, как явствует из официальных документов, размещенных на сайте завода, в Cовет директоров предприятия вошел гражданин Маевский Леонид Станиславович. Очевидно, от «супер-менеджера» ожидали чудес. И чудеса, похоже, не заставили себя ждать. Была затеяна реорганизация, которая привела к тому, что старейший завод региона — ровесник столицы Заполярья — обернулся… фирмой c «московской пропиской», а предприятие в Мурманске — ее филиалом. Вместо генерального директора руководить МРСЗ стала управляющая компания. Вряд ли эти, казалось бы, странные изменения могли поспособствовать более эффективной работе судоремонтников. Во всяком случае, согласно отчету о прибылях и убытках, размещенному на официальном сайте завода, по итогам 2011 года убыток, полученный заводом, вырос в десятки раз в сравнении с предыдущим годом, достигнув 102,2 млн рублей. От такого результата МРСЗ оправиться уже не смог. Летом 2012 года завод был объявлен банкротом. К этому времени на предприятии из некогда многотысячного коллектива осталось 84 человека, и те не были обеспечены работой. Единственный в России завод, на котором можно ремонтировать валовую линию атомных ледоколов, практически перестал существовать. И это в условиях, когда обостряется международное соперничество за контроль над Арктикой. И снова о САХО Руководству САХО «суперменеджер» обещал решить проблему закредитованности холдинга, а также обеспечить проведение посевных и уборочных работ. «Однако, к сожалению, за прошедшее время ему не удалось договориться ни с одним из банков-кредиторов, говорится в сообщении агрохолдинга, опубликованном сегодня и подписанном председателем Cовета директоров Сергеем Солоусовым. Полевые работы были сорваны. Вместо этого вновь назначенные г-ном Маевским управленцы ввели агрохолдинг в процедуру банкротства. Выручка от финансово-хозяйственной деятельности предприятий САХО, обремененных кредиторской задолженностью, выводилась на новые юридические лица, созданные без согласования с акционерами. По предварительным данным, таким образом от расчетов с кредиторами было сокрыто более 500 млн руб. текущей выручки предприятий САХО в 2013 году, говорится в заявлении, поданном в прокуратуру», сообщала газета РБK daily. Кроме того, основатель САХО Павел Скурихин заявил, что «объем несуществующих сделок, на основании которых представители Леонида Маевского пытаются искусственно раздуть кредиторскую задолженность САХО, измеряется миллиардами рублей», цитирует Скурихина журнал «Деловой квартал». При подобных обстоятельствах Совет директоров САХО не только отказался от услуг Леонида Станиславовича, но и «обратился в управление Генпрокуратуры по Сибирскому федеральному округу и прокуратуру Новосибирской области с просьбой разобраться в непростой ситуации, которая сложилась в агрохолдинге, и принять меры прокурорского реагирования в отношении виновных лиц». Очевидно, сознавая, что дело принимает такой оборот, г-н Маевский на своем личном сайте разместил официальное заявление, в котором утверждает, что «лично никогда не входил в операционное управление САХО или любых других компаний, связанных с этим холдингом». Хрупкий фарфор А теперь перенесемся из Сибири на Юг России. Основатель «Юнитайла» и единственный акционер головного предприятия холдинга ОАО «Стройфарфор» Лазарь Шаулов почти 15 лет управлял этим бизнесом. За это время комбинат из Ростовской области непрестанно укреплял производственный потенциал, который вырос в 20 с лишним раз. Компания Шаулова стала одним из крупнейших в России производителей керамической продукции, однако быстрый рост финансировался за счет активного привлечения банковских кредитов. Когда в 2008 году грянул кризис и спрос на продукцию предприятия резко сократился, обслуживать задолженность оказалось не под силу. Тогда владелец компании призвал на помощь Маевского. По информации «РГ», «Маевский незамедлительно объявил, что стал собственником «Юнитайла» … и получил в свое распоряжение все рычаги управления. Шаулов в течение двух лет ждал выполнения обязательств, взятых на себя Маевским. Среди таких обязательств он выделяет два основных: конвертация долгов перед банками в капитал «Юнитайла» и снятие своего личного поручительства перед Сбербанком по обязательствам компаний группы. В сухом остатке Шаулов заявляет, что в дополнение к ранее озвученным фактам нарушения обязательств последней каплей стал отказ Маевского участвовать в совместной сделке по продаже «Юнитайла» стратегическому инвестору, что также было предусмотрено соглашением». Сегодня «Юнитайл» и «Стройфарфор» демонстрирует неплохие показатели. Оно и понятно: после завершения экономического кризиса спрос на продукцию вырос. Тем не менее перед предприятием снова замаячила перспектива дефолта. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на Маевского, на начало декабря 2013 года группа была должна около 2,8 млрд руб. Публичная база дел Арбитражного суда содержит информацию о заявленных исках о признании банкротами компаний группы. Судя по всему, у Лазаря Шаулова накопилось достаточно веских, по его мнению, причин, чтобы принять решение об отстранении от руководства управляющей компанией, возглавляемой г-ном Маевским. Среди задач, поставленных перед вновь назначенным Шауловым генеральным директором Ильей Удовиченко, на первом месте стоит проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности. Если посмотреть отчетность ОАО «Стройфарфор» по РСБУ за I квартал 2013 г., то в планах компании мы можем увидеть расширение и обновление производства, в частности, г-н Маевский неоднократно подчеркивал, что ведется программа обновления основных средств производства стоимостью 300 млн рублей. Между тем основные средства ОАО в течение 9 месяцев продолжили сокращаться на размер амортизации. Что же выходит, слово расходится с делом? Согласно РСБУ балансу на 01.10.2013 года, объем краткосрочных займов и кредитов «Стройфарфора» составил порядка 2,05 млрд рублей, или 75% всех займов и кредитов. Это, думаю, делает предприятие очень уязвимым …для банкротства. Очевидно, по стечению обстоятельств, в Интернете появилось сразу несколько сайтов с «компроматом» на владельца «Стройфарфора». «Если не работает один — другой будет работать обязательно. Теперь их стало 4», — бодро рапортует неведомый «правдолюбец». Может ли такой пиар помочь Леониду Станиславовичу? Сомнительно. Имя г-на Маевского и так часто фигурирует в масс-медиа — теперь не только в деловых новостях и финансовых сводках. |