фото: Кирилл Искольдский
Российские чиновники продолжают уверять, что подорожание товаров, в частности, моторного топлива, вызванное в январе резким обвалом курса рубля, к концу года не превысит уровня инфляции. Министр экономического развития Алексей Улюкаев обозначил этот порог — около 5%. Профильные ведомства уже ориентируются на этот показатель в своих планах, прогнозируя ценовую политику в других отраслях экономики. Инфляция — далеко не единственный стимул роста топливных цен. Стоимость горючего формируется исходя из целого ряда составляющих — непосредственно добыча, транспортное плечо (включая нефте- и продуктопроводы государственной «Транснефти», железнодорожные рукава до перерабатывающих заводов, а также маршруты цистерн до заправочных станций), перегонка (есть разная степень переработки — первичная, необходимая для получения сырья для изготовления моторного топлива, и более глубокая — для получения высокооктановых бензинов) и розничная наценка. Вместе с этим, несмотря на непростую логистическую цепочку, наибольшая доля (60–65%) стоимости горючего складывается из налогов и сборов, которыми правительство обкладывает вертикально-интегрированные нефтяные холдинги и их дочерние предприятия. Доходы бюджета главным образом зависят от экспорта энергоресурсов, поэтому государство старается отжать это направление по максимуму. В бюджеты разного масштаба добытчики «черного золота» платят несколько видов налогов — это налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. Государство почти ежегодно меняет свою налоговую политику в отношении добывающих компаний, увеличивая нагрузку сначала в одной, потом в другой части. Производители распределяют налоговые отчисления так, чтобы максимально повысить чистую прибыль. Так, в 2013 году нефтяники выплатили лишь на 2,7% НДПИ больше, нежели в предыдущем году. Причем этот рост был скорее связан с изменением правил взимания налогов и размера ставок сборов, нежели с конкретными производственными показателями. По экспортным пошлинам на сырую нефть в сравнении с 2012 годом вовсе произошло проседание — на 6,3% (156 млрд рублей). Правительство решило подойти к вопросу наполнения бюджета нефтедолларами с другой стороны. Чиновники решили поэтапно увеличить НДПИ (в 2014 году — на 4,9%, в 2015 году — на 7,5%, в 2016 году — на 5,5%), рассчитывая собрать на этом как можно больше средств, а также снизили экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты (c 60 до 59% — в 2014 году, до 57% — в 2015 году и до 55% — в 2016 году). Одновременно с 2014 года возросли акцизы на бензин. Повысив интерес добытчиков к зарубежному рынку, правительство собиралось стимулировать фискальные сборы от экспорта. По мнению президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, падение курса рубля, опять же инициированное государственными организациями, нарушило спокойствие топливного рынка страны — нефтяные компании диверсифицировали потоки нефти и нефтепродуктов за рубеж, снизив поставки на внутренний рынок страны. Рост экспорта сырья из России достиг двухлетнего рекорда. В результате, согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, оптовые цены на горючее взлетели на 4–6% (в различных регионах у оптовиков цены выросли на 1,5–2 тыс. рублей за тонну до 32 тыс. рублей за АИ-92 и до 35,3 тыс. рублей — за АИ-95). Ситуация на рынке вызвала реакцию Федеральной антимонопольной службы, которая пригрозила штрафными санкциями недобросовестным конкурентам.
С начала января розничная стоимость топлива на отечественных АЗС практические не росла. За литр АИ-92 просили 29,5 рубля, за АИ-95 — 32,5 рубля. С февраля бензин начал дорожать — за первую неделю цена горючего прибавила 10–20 копеек. По мнению директора консалтинговой компании «А-95» Сергея Куюна, существуют объективные факторы, которые сдерживали рост цен. На рынке сложилась достаточно благоприятная сезонная конъюнктура. Потребление топлива сельскохозяйственной техникой сведено к минимуму, жители мегаполисов предпочитают пользоваться общественным транспортом, часть которого — метро, электрички, трамваи или троллейбусы — работает от электричества. Тем не менее, по мнению экспертов, рост цены на бензин, который уже начался, — это билет в один конец. Если рубль колеблется в обоих направлениях, то бензин только вверх. Так как рост начинается с оптовых цен, что уже произошло, то рост в рознице обеспечен и начнется в конце февраля — начале марта. Опасение вызывают также и факторы второго плана. Правительство вынуждает отечественные перерабатывающие заводы переходить на новые, более экологически чистые сорта топлива. Заводам приходится серьезно модернизировать свое производство — закупать и запускать в эксплуатацию новые импортные установки, проводить лабораторные исследования, приглашать зарубежных специалистов. «С 2015 года российские нефтеперерабатывающие заводы должны будут производить высококачественный бензин класса «Евро-4» и «Евро-5». Поэтому формула цены на бензин, основанная на уровне инфляции, уже не сработает. Инфляция останется на прогнозных 5–6%, а стоимость топлива преодолеет эту планку до середины весны», — полагает Геннадий Шмаль. Впрочем, модернизация не решает еще одну серьезную проблему российской нефтеперерабатывающей отрасли, фундамент которой заложен еще во времена госплановой экономики СССР. В отличие от США, где функционируют несколько десятков мини-НПЗ, которые обеспечивают нужды промышленников на 40–50%, в нашей стране производство топлива сконцентрировано либо по месту добычи, либо вблизи крупных транспортных узлов (железной дороги, морских портов), либо рядом с несколькими крупными городами. В СССР существовала система талонов, цены устанавливали централизованно, поэтому не было значительной разницы в прейскурантах заправок различных регионов (хотя и бензина на советских АЗС иногда не было). В современной России цены должны формироваться на основе рыночного метода. Транспортная составляющая в стоимости горючего напрямую зависит от географического месторасположения. Чем дальше регион находится от производства горючего, тем выше цены на местных АЗС. Кроме того, практика мини-НПЗ в нашей стране развита слабо, а практически все крупные заводы по производству бензина являются структурными подразделениями нефтедобывающих компаний, внутрикорпоративная политика которых в основном зависит от доходов материнской организации. Маневров для конкуренции у независимых розничных продавцов топлива практически не остается. Им приходится довольствоваться небольшой маржой, выделяемой им основными игроками, или торговать себе в убыток, что зачастую приводит к поглощению бизнеса. Как утверждают отечественные чиновники, мировые экономические тренды ставят цены на топливо внутри России в зависимость от международной конъюнктуры. Впрочем, в таком случае стоимость горючего в нашей стране должна снижаться. Например, в США розничная цена бензина на АЗС опустилась до шестинедельного минимума. В начале февраля средняя стоимость автомобильного топлива категории Regular (аналог АИ-92) с учетом налогов не превысила $3,3 за галлон ($0,87 за литр). Исторический максимум для цены бензина на АЗС США зарегистрирован в июле 2008 года — $4,15 за галлон. В Израиле в начале февраля топливные цены снизились на 1,2%. Однако российские цены на горючее будут расти. По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, бензин дорожать будет темпами, намного опережающими инфляцию. «По расчетам чиновников, инфляция в Росси не выйдет за пределы 5%. Уже сейчас понятно, а падение курса рубля это отчетливо подтверждает, что средний рост потребительских цен к декабрю грозит составить до 12%. Бензин на этом фоне может вырасти в цене примерно на 16–17%», — полагает эксперт. Сдержать такой внушительный рост цен на горючее, по мнению независимых наблюдателей, правительство сможет, задействовав скорее авторитарные, нежели рыночные механизмы и инструменты. Предотвратить острую социальную реакцию государство может путем регулирования нормы прибыли нефтяников. Например, на основе реальной себестоимости бензина в отдельно взятом регионе чиновники могут установить определенный порог, выше которого нефтяные компании не могут продавать топливо на внутреннем рынке. Крайне маловероятно, что в нынешних условиях государство выберет именно такой способ решения топливной проблемы. С одной стороны, препятствием станут сами нефтяники, которые, напротив, постоянно требуют снижения налогов, объясняя это необходимостью инвестирования различных проектов. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита, отнимая лишний доллар у топливных компаний, государство фактически лишает себя дополнительного заработка. Поэтому столь жесткий путь ограничительного подхода вряд ли будет использован. Скорее чиновники прибегут к излюбленному методу закрытых прямых переговоров с руководителями нефтяных компаний, в ходе которых внутренние цены горючего будут заморожены на некоторое время на определенном стабильном уровне. Подобных переговоров стоит ожидать ближе к лету, когда спрос на топливо увеличится, что при повышении экспортных объемов приведет к еще одному серьезному подорожанию. |