Наши бизнесмены часто недовольны тем, чему и как учат в институтах. Их претензии можно сформулировать в виде трех “не”: знания сегодня дают НЕкачественные, НЕнужные и НЕсовременные. В большинстве российских альма-матер в студенческие головы вкладывают то, что было актуально лет 20—30 назад. Институтские программы безнадежно отстали от современных условий. Старые профессора не хотят и не могут приспосабливаться к рыночным реалиям, а молодых на кафедрах мало. В результате выпускники даже престижных университетов и академий получают знания, которые практически не востребованы на рынке труда. А тому, что действительно нужно, в госвузах почти не учат: нет ни программ, ни методик, ни кадров. Поэтому и выходят из них “недоделанные” специалисты, которых приходится переучивать прямо на рабочих местах. А это серьезные расходы. Поэтому во многих вузах постепенно переходят к новой форме обучения и адаптации студентов к реалиям рынка — через бизнес-инкубаторы. комментарии За комментариями мы обратились к проректору по инновационной деятельности и информатизации РЭУ им. Плеханова, доктору технических наук, профессору Н.М.Абдикееву: — В бизнес-инкубаторе РЭУ, созданном по инициативе ректора вуза В.И.Гришина, работают молодые сотрудники, причем некоторые из них уже имеют определенный опыт. Задача нашего бизнес-инкубатора — помогать становлению студентов как предпринимателей. Необходимо сделать так, чтобы они могли создавать собственный бизнес и успешно реализовывать свои идеи. В настоящий момент в инкубаторе работают и развиваются пять компаний, отобранные из более чем 30 проектов. В бизнес-инкубаторе регулярно проводятся тренинги и мастер-классы, встречи с известными бизнесменами и выезды в технические вузы для практической работы с их инновационными проектами. Хочу отметить, что, по мнению журнала Forbes, наш бизнес-инкубатор вошел в пятерку наиболее эффективных российских организаций, работающих при вузах. Справка. По российскому законодательству бизнес-инкубатор — это организация для поддержки малых и вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело. Им оказывают помощь в создании жизнеспособных и коммерчески выгодных товаров и эффективных производств. Как видим, данная формулировка отлично подходит для студентов и выпускников вузов. Многие молодые люди хотят открыть свою фирму (благо новые мысли и идеи имеются), но не могут, так как нет пресловутого начального капитала. А без него ни дела не начнешь, ни товар не произведешь. Да что там — просто помещение не снимешь. А ведь нужно еще нанять людей, закупить компьютеры, оборудование, программы и т.д. Не говоря уже о необходимости вести бухучет и сдать данные в налоговую и прочие органы... Разве может молодой выпускник заниматься всем этим? Его задача — генерировать идеи и воплощать в жизнь, а все прочее должны делать другие люди. Бизнес-инкубаторы для этого очень подходят: предоставляют площадь, оказывают бухгалтерские, юридические и прочие услуги. То есть дают возможность начинающему бизнесмену подняться на ноги, раскрутить свое дело. Часто такие бизнес-инкубаторы создаются при вузах, чтобы студенты сразу могли приобщаться к практической работе. Теоретические знания — это, конечно, хорошо, но практика в любом бизнесе — главное. Только участвуя в реальном деле, можно приобрести навыки, которые пригодятся после получения диплома. И никакие лекции и семинары тут не помогут. Непосредственное участие в выращивании молодых кадров принимают и отечественные бизнесмены. Они давно поняли, что выгоднее и эффективнее самим готовить для себя сотрудников (причем во время обучения в вузе), чем переучивать молодых специалистов. “Дайте нам полуфабрикат — бакалавра, и мы сами доведем его до ума”, — говорят российские предприниматели. Действительно, в финансовом и банковском деле, логистике, маркетинге, страховании, информационных технологиях кадры удобнее готовить сразу на студенческой скамье, “затачивая” их под себя. Поэтому многие компании берут шефство над госвузом или факультетом, делятся с ним оборудованием, деньгами, дают своих специалистов. Стало даже нормой, что некоторые профильные дисциплины ведут сотрудники известных корпораций. Они доходчиво, на собственном опыте, объясняют ребятам, чего от них хотят работодатели. Студентов заранее приучают к тому, что за стенами института их ждет суровая рыночная реальность. Взамен же фирмачи отбирают для себя самых талантливых и трудолюбивых. И все довольны: вузу — помощь, выпускникам — знания, бизнесу — специалисты. |