фото: Геннадий Черкасов — Михаил Олегович, какие меры предпринимает департамент, чтобы нормализовать ситуацию с мелкорозничной торговлей? — Сектор мелкорозничной торговли очень важный для социально-экономического развития любой территории. Он, как правило, компенсирует, дополняет то, в чем ощущается некий дефицит. Несмотря на высочайшую развитость торговли и всевозможных услуг, в Москве есть нехватка объектов так называемой шаговой доступности, которую и призван восполнить сектор мелкорозничной торговли. Но совершенно справедливые замечания мэра касались того, что многое, что должно было делаться в развитии и регулировании этого сектора, не делалось, а проблемы накапливались. И яркий тому пример — территории у станций метро “Белорусская” и “Улица 1905 года”. Разумеется, ситуация будет меняться кардинально, и уже принято постановление правительства Москвы, подписанное Сергеем Семеновичем Собяниным, о первоочередных мерах в этой области. — Что это за меры? — Первое, с чего мы начинаем, это разработка новой схемы размещения объектов мелкорозничной торговли. Она станет главным документом, по которому будет жить и развиваться данный сектор экономики столицы. Схема должна быть системно обоснована и более детально разработана, нежели это делалось прежде. Опыт, накопленный префектурами и управами, вполне позволяет перейти на новый уровень планирования размещения этих объектов. В основе ее разработки — анализ недостатков стационарной торговой сети. Глава Департамента потребрынка и услуг Москвы Михаил Орлов: "Городская схема размещения объектов мелкой розницы должна быть разработана к маю следующего года." — Какие базовые принципы заложены в этой схеме? — Их несколько. Первое. Уличная мобильная торговля становится органическим дополнением к стационарной, особенно там, где есть некий ее дефицит. Второе. Будут учитываться пешеходные, транспортные потоки, удобство размещения, возможность подключения к электрическим сетям и другие технические характеристики. Москомархитектура по заказу департамента в тесном взаимодействии с префектурами, управами, муниципалитетами будет разрабатывать эту схему. И обязательно с учетом мнения москвичей и самих предпринимателей. Кстати, на сайте департамента идет весьма заинтересованное обсуждение, есть предложения по конкретным размещениям объектов, есть предложения и по совершенствованию системы конкурсов. — А как скоро заработает эта схема? — Городская схема размещения объектов мелкой розницы должна быть разработана к маю следующего года. Но ждать этого срока вовсе не обязательно. Первые результаты мы ожидаем уже к новому году. Если тот или иной район быстрее других подготовит свой вариант, то его в качестве эксперимента будут опробовать. Таким образом, мы получим на практике понимание того, насколько точно нам удалось решить эту задачу. — Но схемы пока нет, а работать людям надо. — Правильно. Поэтому мэром принято важнейшее решение — никаких сокращений и ликвидаций ныне функционирующих объектов не будет. Впрочем, это не касается тех торговых точек, которые установлены самовольно или же их владельцы замечены в систематическом нарушении конкурсных условий, на основании которых они размещены. Например, торговля слабоалкогольными напитками без лицензий, незаконное подключение к электросетям, отсутствие кассовых аппаратов и т.д. — Разрешения на мелкорозничную мобильную торговлю действуют до 1 января 2011 года, после чего предприниматели смогут продлить их на конкурсе. Но не на год, как было ранее, а только на полгода, почему? — Это связано с предполагаемым началом реформы городской уличной торговли. Сейчас даны поручения префектурам для оперативного проведения конкурсов, результаты которых позволят участникам торгов продлить разрешения. Прием заявок — до 29 декабря, подведение итогов — 16 января, и в этот же день мы планируем начать выдавать эти разрешения. То есть дается полгода до момента утверждения новых схем. Сделано это для того, чтобы реформирование шло в нормальном режиме, чтобы этот переход для предпринимателей оказался бы максимально безболезненным. — По новой схеме люди также будут получать разрешения на основе конкурсов? — Разумеется. В соответствии с Федеральным законодательством о госрегулировании торговой деятельности РФ. Сегодня сектор мелкорозничной торговли столицы насчитывает около 5 тыс. объектов, то есть, другими словами, это необходимость проведения 5 тыс. конкурсов. Примерно такой же объем планируется в декабре-январе. Есть, правда, еще летняя сеть, но мы сейчас ее не берем. Она добавляет еще около 4 тыс. объектов. На мой взгляд, сегодня условия и порядок проведения этих конкурсов не отвечают требованиям дня. Ведь как бывает? Поступило 20 заявок, а выделить нужно всего одну. Сейчас подведение итогов происходит в основном методом голосования, которое только подчеркивает ярко выраженный субъективный фактор. Одним нравится такой внешний вид ларька, другим — другой. Нет единых подходов, унификации требований, внятных критериев. Они должны быть более прозрачными, более понятными предпринимателям, да и самим членам конкурсной комиссии. инфографика Ивана Скрипалева — А какие изменения в системе проведения конкурсов возможны? — К новой схеме необходимо представить и новые условия проведения конкурсных процедур. Сейчас мы над этим углубленно работаем. Но уже сейчас ясно, что если, например, объект окажется востребованным, будет соответствовать специализации, расположен на подходящем участке, то при проведении конкурса участник получит преимущественное право продолжить свою работу. Пока же все надо внимательно исследовать, потому что у этих объектов есть своя специфика. Мы хотим предложить ясный и понятный механизм, чтобы ни у кого не возникало вопросов о справедливости того или иного принятого конкурсной комиссией решения. Разумеется, все предложения будут в рамках существующего федерального законодательства. Я уверен, что реализация новой схемы добавит столице современный цивилизованный облик. |