Главный риск для «Связного» — усиление конкуренции со стороны «Евросети». Второй по величине российский сотовый ритейлер «Связной» заявил о намерении провести публичное размещение акций в ближайшее время. Генеральный директор компании Денис Людковский уточнил, что в случае наличия благоприятной рыночной конъектуры, IPO может пройти уже во втором квартале 2012 года. Топ-менеджер подчеркнул, что четкого решения нет, и у компании есть и другие возможности привлечения средств для развития: займы или частное размещение акций. «Публичное размещение позволяет быть в лучшей форме, поэтому мы хотим быть к этому готовы», — резюмировал Людковский. В схожем ключе высказался и основной акционер «Связного» Максим Ноготков: «IPO — это один из наиболее вероятных сценариев, но не единственный. Мы в том или ином виде в следующем году будем продавать часть акций «Связного», потому что нам надо финансировать новые проекты и банк. Но каким образом это будет сделано — второй вопрос». ЗАО «Группа компаний Связной» основана в октябре 1995 года и до 2002 года называлась «Максус». На конец 2010 года 81,9991% акций через Trellas Enterprises Limited контролировал Максим Ноготков, PatagoN FinAnce владеет 18%, и Vimpelcom BVI Ltd. — 0,0009%. «Связной» — второй по величине российский сотовый ритейлер. По итогам 2010 года под управлением сети находилось 2282 магазина в 667 городах. Продажи мобильных телефонов по итогам 2010 года составили 8,5 млн штук. Ноготков также сообщил, что 1 февраля была закрыта сделка по формированию кипрского холдинга Trellas, в который были переданы 100% акций «Связного» и 87% акций «Промторгбанка», на базе которого образован «Связной банк». Доля Ноготкова в компании Trellas — 88%. Бизнесмен уточнил, что в ходе потенциального IPO эмитентом выступит именно ГК «Связной», а не головная Trellas. Однако средства от размещения пойдут на развитие в первую очередь банковского бизнеса и в меньшей степени — сотового ритейла. Наиболее вероятной площадкой для размещения Ноготков назвал Лондонскую фондовую биржу. Уточнять размер потенциально выставляемого пакета он не стал, ограничившись фразой, что планируется сохранить контроль. Ноготков также отметил, что в настоящее время не ведутся переговоры о частной продаже акций «Связного». «Мы не ведем ни с кем переговоры. Мы даже не выставляли пакет на продажу», — резюмировал он. При этом бизнесмен подчеркнул, что «Связной» будет оценен не меньше, чем его основной конкурент — «Евросеть», которая планирует провести IPO в апреле 2011 года. При этом «Евросеть» почти на 40% опережает конкурента по количеству точек продаж: в ее активе около 4000 магазинов по России. Отстает «Связной» и по рентабельности: если маржинальность компании по EBITDA в 2010 году составила 7,5%, то у конкурента — почти вдвое больше, 13,5%. Однако многие эксперты критично смотрят на столь высокое значение показателя и не уверены, что «Евросеть» сможет поддерживать маржу на таком уровне долгое время. «Связной», в свою очередь, стабильно демонстрирует высокие темпы роста. По итогам 2010 года выручка компании увеличилась на 21%, а у «Евросети» только на 12%. «Связной» крайне динамично развивается и при сохранении темпов роста выручки в 20% уже в следующем году сможет догнать по этому показателю «Евросеть», — указывает аналитик «ТКБ Капитал» Наталья Колупаева. — В этом случае компания вполне может претендовать на аналогичные уровни по тем мультипликаторам, которые применяются при оценке «Евросети». По словам эксперта, озвученная ранее оценка стоимости «Евросети» в 3,65–4,93 млрд долларов предполагает мультипликатор 13,5–18,3 EV/EBITDA. Исходя из текущих финансовых показателей «Связного», компания может быть оценена в 1,8–2,5 млрд долларов с учетом долга. Главный риск для «Связного» — усиление конкуренции со стороны «Евросети». В начале марта президент «Евросети» Александр Малис заявлял, что компания сумела договориться об аренде 300 салонов, ранее использовавшихся сетью «Связной», и планирует довести их число до 500 лучших точек. «Рост спроса на точки может привести к росту арендной платы на 25–30%, что приведет к снижению маржи по EBITDA на 2–2,5%» — говорит аналитик «Уралсиб Кэпитал» Тигран Оганесян. По его мнению, в сложившейся ситуации единственным выходом для «Связного» будет увеличение скорости экспансии, чтобы максимизировать темпы роста выручки и денежного потока. В этом году «Связной» планирует открыть около 500 новых салонов связи. |