Дмитрию Медведеву не хватает инженерного образования. Во время своего визита на завод «Метровагонмаш» в Мытищах глава государства Дмитрий Медведев попробовал себя в качестве машиниста метро и машиниста железнодорожного состава. Этот эксперимент заставил президента вспомнить об инженерах. Российские вузы готовят много специалистов по инженерным специальностям, на них есть высокий спрос, но две трети выпускников-инженеров прячет свои дипломы в стол, констатировал глава государства. Только треть инженеров устраивается на работу по специальности, а «две трети растворяются неизвестно где». Это, по словам президента, очень обидно: «Потому что все-таки инженерная профессия требует серьезной самоотдачи и очень серьезной подготовки. Проблему нужно решать и решать, естественно, с ориентацией на перспективу», — заявил он. Учат плохо Чтобы повысить качество образования в технических вузах, Медведев предложил запретить профильным техническим вузам осуществлять платную подготовку студентов по непрофильным специальностям. «Я считаю, что в профильных вузах надо запретить подготовку на непрофильные специальности, даже за деньги, или минимизировать это», — заявил президент. По его мнению, при введении платного обучения по непрофильным специальностям в технических вузах, например, юристов и экономистов, готовят плохо. «Это возможность заработать деньги, и уже на инженерное образование сил и средств тратится значительно меньше», — сказал президент. «Причина, по которой вузы открывают факультеты с непрофильными для них специализациями, в основном, юридическими или экономическими, в том, что такие специальности пользуются популярностью у студентов-платников, и это позволяет вузам решать свои проблемы с внебюджетным финансированием», — говорит проректор РГГУ по финансово-экономической деятельности и перспективному развитию Андрей Николаев. По его мнению, запрет или минимизация обучения непрофильным специальностям в технических вузах ударит по отдельным вузам. «Но в целом, такой подход оправдан, — считает Андрей Николаев. — Технические вузы могут коммерциализировать свои ноу-хау, использовать те активы, которые у них есть, но не делают этого, предпочитая садиться на эту «иглу» [приема платников на непрофильные для вуза специальности]». Подготовка инженерных специалистов в России все еще ориентирована на массовое индустриальное производство 30-50-летней давности, сослался на экспертов Дмитрий Медведев. «Программы обучения, лабораторная работа, исследовательская база в большинстве вузов устарели и не отвечают задачам, которые предъявляются современными университетами и соответственно современными предприятиями», — сказал президент. Владислав Морозов, заместитель генерального директора по капитальному строительству ГК Корпорация «ГазЭнергоСтрой» разделяет эту точку зрения. Он рассказал: «Мы ощущаем огромный дефицит квалифицированных кадров среди молодых специалистов. Особенно это касается таких отраслей, как тепломеханика и электричество. Дело в том, что база, по которой учат инженеров в наших вузах, осталась на уровне 70-х годов, и если теоретическая базовая часть чаще идеальна, то что касается наукоемких, высокотехнологических и инновационных вопросов, то образование сильно хромает. Для того, чтобы взять на работу молодого специалиста мы «приставляем» к нему своего квалифицированного сотрудника, который обучает его около года». Сейчас после окончания технического вуза специалисту необходимо производственное обучение от года до пяти лет в зависимости от задач, говорит исполнительный директор группы компаний «РТ Инжиниринг» Илья Горбулев. Спрос и предложение При этом в России пока не так много современных предприятий, которые могли бы формировать спрос на квалифицированных инженеров. «Спрос на инженерные специальности начнет расти после того, как будет очевиден рост тех областей нашей экономики, в которых они востребованы, — говорит Ирина Сафарова, начальник управления кадров банка «Интеркоммерц». — Видимо, инженеры предпочитают получать профессиональный опыт в иных сферах, где карьерный и финансовый рост более динамичны. Инженер без опыта работы может рассчитывать на минимальный оклад». В то же время, в определенных областях и секторах экономики спрос на специалистов по техническим специальностям высок, отмечает старший консультант практики высоких технологий и телекоммуникаций рекрутинговой компании MarksMan Ольга Кочергина. В числе таких отраслей — здравоохранение, энергетика, телекоммуникации, различные инновационные проекты. «В этих областях есть крупные проекты с государственным финансированием, бюджеты, гранты. Но как только проекты заканчиваются, спрос на этих специалистов резко падает, и инженеры, оставшись без проектов, вынуждены искать работу, которая может не быть связана с их образованием», — говорит Ольга Кочергина. К отраслям, которые испытывают нехватку технических специалистов можно отнести также автомобилестроение (на территории РФ открывается все больше и больше автомобилестроительных производств), авиационную отрасль, нефтяной сектор и некоторые другие, добавляет Алена Занегина, директор по развитию «Агентства Контакт». По данным стройкомплекса Москвы, спрос на инженеров строительной отрасли в городе в 10 раз превышает предложение. Найти себе применение Зачастую специалисты, получающие техническое образование и являющиеся «технарями» по своей природе, в силу личностных особенностей не пригодны для работы в бизнесе, говорит Алена Занегина из «Агентства Контакт». «У них не слишком развиты коммуникационные навыки, которые необходимы для работы в бизнесе. Именно поэтому у работодателей появляется дилемма: взять технического специалиста и долго работать с ним, чтобы приспособить к бизнес-среде, или взять специалиста общего профиля и научить его на практике выполнению конкретных обязанностей. Зачастую с точки зрения затрат более эффективным оказывается второй вариант», — говорит эксперт. Виктор Сапрыкин, президент группы компаний МЕТТЭМ, организатор выставки «Инновации и технологии» рассказал: «Не так много компаний в России пока заинтересованы в развитии инновационного, наукоемкого производства, где нужны «технические мозги». Например, сейчас в МЕТТЭМ десятки перспективных стартапов в области безопасности, экологии, энергоэффективности. Эти проекты станут прибыльными в самом ближайшем будущем, а значит, у молодых инженеров будет конкурентноспособная зарплата». По его мнению, в экономике нового типа инновационные компании и работающие в них специалисты станут настоящей элитой, и профессия инженера вновь станет востребованной. «Выпускники, как правило, приходят, владея лишь общими представлениями об отрасли, базовой компьютерной грамотностью, некоторыми навыками чтения технической документации и начальными умениями в области работы со средствами проектирования: AutoCad, SolidWorks и т.п. Сразу назвать их инженерами и дать самостоятельный участок работы в проекте мы не можем — нет знаний современного оборудования, нет понимания, как устроен инжиниринговый проект, и поэтому для них в компании приходится организовывать специальное дополнительное обучение, доводить их квалификацию до необходимой. Я считаю эту ситуацию нормальной: мы готовы заниматься стажерами, передавать им практический опыт, который можно получить только в реальной работе в проектах, но по опыту отбора кандидатов могу сказать, что у выпускников разных вузов очень различается уровень подготовки. К сожалению, список ВУЗов, в которых подготовка выпускников нас устраивает, невелик: это МЭИ (т.к. большая часть проектов нашей компании связана с энергетикой), некоторые факультеты МГТУ им. Баумана, хорошую подготовку дает Ивановский государственный энергетический университет. Но все равно этого слишком мало. Бизнесу нужны хорошие инженеры, и поэтому, надеюсь, дипломы в стол будут класть все меньше выпускников», — говорит HR-директор компании Р.В.С. Лариса Архипова. |