Крупнейший российский сотовый ритейлер «Евросеть» объявил о планах проведения IPO на Лондонской фондовой бирже. Бумаги будут продаваться в форме депозитарных расписок, их эмитентом выступит голландская Euroset Holding NV. Организаторами размещения стали Альфа-банк, Credit Suisse, Goldman Sachs и «ВТБ Капитал». «Я очень рад объявить о намерении провести IPO, — заявил президент «Евросети» Александр Малис. — Компания продолжает расти, и мы думаем, что выход на биржу — логичный и важный шаг. IPO поможет нам реализовать стратегию роста и получить новые возможности для развития на рынках присутствия». ОАО «Евросеть» основано на паритетных началах Тимуром Артемьевым и Евгением Чичваркиным в 1997 году. На конец 2010 крупнейшими акционерами компании являются Александр Мамут — 50% и «ВымпелКом» — 49,9%. Ксении Собчак принадлежит 0,1%. «Евросеть» — крупнейший российский сотовый ритейлер. Под управлением компании находится около 4 тысяч магазинов в России, 270 — на Украине и более 75 — в Белоруссии. Премия за обороты По итогам 2010 года выручка «Евросети» увеличилась на 12,2%, до 61,9 млрд рублей. Показатель EBITDA вырос на 88%, до 8,37 млрд рублей, чистая прибыль по МСФО — в 4,8 раза и достигла 5,575 млрд рублей. Совокупный долг на конец года составил 10,5 млрд рублей. По данным информационных агентств, инвестбанки оценили «Евросеть» в 3,5–4,5 млрд долларов. «С учетом долга это подразумевает оценку по мультипликатору EV/EBITDA 2010 года на уровнях 13–16,7. А это, в свою очередь, подразумевает 30% премию по верхней границе к среднерыночной оценке аналогичных компаний на развивающихся рынках, бумаги которых торгуются на уровне около 13 EV/EBITDA», — говорит аналитик «ТКБ Капитала» Наталья Колупаева. При этом крупнейший отечественный публичный ритейлер бытовой техники и электроники «М.Видео» торгуется на уровне 10 EV/EBITDA. Эксперт связывает столь существенную премию различиями в бизнес-моделях и рыночном сегменте компаний: бизнес «М.Видео» более капиталоемкий и собственные гипермаркеты компании имеют более длительные сроки окупаемости. В то же время «Евросети» требуется меньше средств на экспансию, а основу ее ассортимента составляют товары с более быстрой оборачиваемостью. Кроме того, в последнее время компания делает ставку на эксклюзивные модели, что также привлекает дополнительных клиентов. Еще одно принципиальное отличие бизнес-модели «Евросети» от традиционных ритейлеров бытовой техники — высокая доля доходов от посреднических услуг. Например, комиссии, получаемые за продвижение операторов сотовой связи: только «ВымпелКом» в прошлом году заплатил за продажу своих SIM-карт через точки компании более 150 млн долларов. В прошлом году, «Евросеть» смогла показать рекордную рентабельность по EBITDA — 13,5%. Для сравнения: аналогичный показатель у «М.Видео» не превышает 6%. По словам аналитика Rye, Man & Gor Securities Екатерины Колесник, вряд ли «Евросеть» сможет в дальнейшем удержать маржинальность на столь же высоком уровне. «Перед размещением «Евросеть» провела крупную кампанию по сокращению издержек, благодаря чему и были достигнуты столь впечатляющие результаты. Однако необходимо учитывать, что органический рост выручки в последние годы был незначительным, а с 2007 по 2009 год и вовсе стагнирующим. Резкий взлет прибыли, как в 2010 году, также маловероятен в дальнейшем». В результате, по мнению эксперта, справедливая стоимость «Евросети» находится на уровне 2,3 млрд долларов. Финансовый инвестор уходит, стратег — остается Крупнейшим продающим акционером выступит кипрская Alpazo Ltd., бенефициаром которой является Александр Мамут. По неофициальной информации, в случае позитивной рыночной конъюнктуры предприниматель может продать в ходе размещения весь свой пакет. Ранее газета «Ведомости» сообщала, что, по данным источника, близкого к бизнесмену, он намеревается продать не менее 30% акций. Второй крупнейший акционер компании — телекоммуникационный холдинг «ВымпелКом» — в размещении участвовать не будет. Продажа на бирже контрольного или близкого к нему пакета нетипична для российских компаний, говорит аналитик «ЮниКредит Секьюритиз» Владимир Кузнецов, но вряд ли это смутит инвесторов. «У компании останется стратегический инвестор в лице «ВымпелКома». Крупный пакет акций «Евросети» в любом случае останется на балансе телекоммуникационного холдинга, и он будет заинтересован в максимизации его стоимости, что добавит инвесторам уверенности в перспективах «Евросети», — пояснил он. Александр Мамут с самого начала позиционировал себя финансовым инвестором, и сейчас фиксирует прибыль. Бизнесмен стал владельцем «Евросети» в разгар кризиса — осенью 2008 года, когда выкупил 100% компании у ее основателей — Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева. Сумма сделки тогда составила около 350–400 млн долларов. Правда, фактически эта сделка завершилась лишь в феврале этого года, что связано со сложностью ее юридической структуры. Чуть позднее Мамут продал чуть менее половины акций сотового ритейлера группе «ВымпелКом». Акции дополнительной эмиссии участникам рынка намерена предложить и Euroset Holding. Средства, привлеченные от продажи акций, компания намерена направить на развитие розничной сети и общекорпоративные цели. Однако точное соотношение и размеры выставляемых на продажу пакетов до сих пор не определены. Стоит отметить, что с началом весны обострилась борьба «Евросети» с ее основным конкурентом — компанией «Связной». Тогда Александр Малис заявлял, что «Евросеть» сумела договориться об аренде 300 салонов, ранее использовавшихся сетью «Связной», и планирует довести их число до 500 лучших точек. |