Автодилеры не исключают, что поврежденные землетрясением и водой машины могут под видом новых оказаться на российском рынке. Эксперты не исключают, что землетрясение в Японии может обернуться гораздо более серьезными проблемами для мировой автомобильной промышленности, чем это прогнозировалось изначально. Специалисты подчеркивают, что Япония на сегодня является не только крупным поставщиком автомобилей, но и автокомпонентов для производства машин. Катастрофа в Японии остается главной темой в Интернете, она по-прежнему входит в список главных новостных запросов поисковой системы Google. С каждым днем становятся очевидны все новые последствия, которые бедствие будет иметь для экономики, включая российскую. Продавцы «японцев» в Москве пока затрудняются дать прогноз о перспективах поставок новых машин из Японии. Однако представителей некоторых дилерских центров полагают, что природные катаклизмы скорректируют объемы продаж. Они не исключают, что в ближайшее время российским любителям японских машин придется довольствоваться автомобилями «неродной» сборки: уже сейчас продавцы предлагают покупать модели, собираемые в России, Европе и США. Обозреватель автомобильной газеты «Клаксон» Алексей Аксенов рассказал, что проблемы с задержками японских машин у дилеров наверняка возникнут, но все зависит от марки. «Если мы берем Toyota или Nissan, то нужно учитывать, что лишь незначительная часть этих автомобилей поставляется к нам непосредственно из Японии. У этих производителей есть заводы в Турции, Великобритании, в Европе. Помимо этого некоторые модели собирают в Петербурге. Из Японии идет основная часть машин марки Mazda, но в компании не говорят о каких-то проблемах. По некоторым сообщениям, у них заводы находятся в зоне, которая не пострадала. А вот с Suzuki действительно могут быть проблемы», — рассказал Аксенов. Основной вопрос сейчас, отмечает эксперт, когда в Японии восстановится производство. «Если заводы будут стоять неделю-две, то можно предположить, что задержки с поставками машин в Россию составят не больше месяца. Если дольше, то ждать придется гораздо дольше», — сказал Аксенов. Что касается цен, то, по мнению эксперта, все зависит от курсов валют, и в значительной степени, от ситуации с японской иеной. «Если она вырастет относительно рубля, тогда цены вырастут, если останется на том же уровне, то и цены не поднимутся, потому что производители в подобных случаях не стараются компенсировать свои потери за счет потребителей. Да и ценам на японские машины больше некуда расти», — подытожил Аксенов. Заводы в Японии экономят электроэнергию С 15 марта все заводы Honda в Японии закрыты в связи с необходимостью экономить электроэнергию, говорит PR-менеджер российского представительства Honda Motor Сo Максим Колосков. По его словам, они не разрушены и не пострадали. Предполагается, что работа возобновится 21 марта. Потери от простоя — 16 тысяч автомобилей, сообщил он в интервью. Представитель Honda уточнил, что в Россию непосредственно из Японии поставляется только модель Accord. «Недавно мы получили большую партию этих автомобилей, достаточную для того, чтобы удовлетворить спрос. Другие машины приходят из Англии, США, Турции и Китая», — рассказал Колосков. В «Тойота Мотор Корпорэйшн» сообщили, что дальнейшие решения компании о поставках автомобилей напрямую будут зависеть от того, когда будет возобновлено производство в Японии. В связи с этим представители компании не смогли дать точные прогнозы по поставкам. Сегодня на предприятиях в Японии было возобновлено производство запасных частей для технического обслуживания автомобилей, производство восстановлено на 7 заводах, расположенных в Центральной части страны. «Тойота Мотор Корпорэйшн» 21 марта возобновит производство автокомплектующих для поддержания производственного цикла на предприятиях «Тойота» за пределами Японии. А приостановку производства автомобилей на заводах компании «Тойота Мотор Корпорэйшн» и дочерних компаний в Японии решено продлить по крайней мере до 22 марта 2011 года. В компании заверили, что приостановка производства в Японии никак не повлияет на ближайшие поставки автомобилей, так как доставка автомобилей морским путем может занимать до 6 недель. Также сообщили, что ценовая политика компании будет определяться ситуацией на рынке, но в настоящий момент причин для изменения принципов ценообразования нет. В компании Nissan рассказали, что в настоящее время все заводы компании, за исключением завода Иваки, выпускающего двигатели, смогли провести частичные восстановительные работы поврежденных зданий и оборудования, но компании потребуется некоторое время для организации доставки запчастей от подрядчиков. Что касается завода по выпуску двигателей в Иваки, который до сих пор находится в зоне сейсмической активности, работы по восстановлению мощностей завода будут более длительные, чем на других промышленных объектах. Светлана Лисицина, PR-менеджер компании Subaru, сообщила, что с отправкой автомобилей в Россию возможна задержка в один-два дня. Машины, которые были произведены в первой декаде марта, сейчас находятся в порту. На сегодняшний день заводы компании остановлены, и когда работа будет возобновлена, информации нет. Лисицина уточнила, что завод, где собирают автомобили, остановили не из-за экономии электричества, а из-за того, что был серьезно поврежден центр, где собирают комплектующие. Остановка предприятий, по мнению экспертов, это большой удар по экономике Японии. Причем у заводов есть и прямые потери. Так, например, несколько тысяч новых автомобилей марок Nissan и Infiniti, уже готовых к экспорту, смыло цунами. Они должны были отправиться в дилерские центры Японии и США. Из 2300 автомобилей, 1300 моделей Infiniti были припаркованы в прибрежных зонах отправки. Пострадали также и спортивные Nissan 370Z. Между тем, эксперты исследовательской организации IHS Automotive, мнение которых приводит Forbes, считают, что перебои в производственном процессе в первую очередь окажут влияние на логистические цепочки. Подсчитать ущерб, нанесенный японскими событиями мировому автопрому, удастся еще не скоро, поскольку многие последствия проявятся лишь через несколько месяцев. Единственную ориентировочную цифру пока опубликовало агентство Goldman Sachs: каждый день простоя заводов обходится Toyota в 72 млн долларов, а Honda — в 25 млн долларов. Связанные одной цепью На сегодняшний день в Японии производятся десятки тысяч наименований изделий, используемых в автомобилях, — от кузовных деталей и двигателей до микросхем. Крупные концерны, использующие японские комплектующие, пока не берутся сказать, придется ли им приостанавливать производство в связи с событиями в Стране восходящего солнца. Компания Ford импортирует из Японии широкий спектр автокомпонентов, там заявляют, что пока нехватки запчастей не наблюдается, но затрудняются сказать, на сколько хватит запасов. Всего же США импортируют из Японии до 14% используемых в автомобильной промышленности компонентов. Возможная приостановка конвейеров в Японии также грозит европейским автопроизводителям BMW и Volvo: так, автомобили Volvo на 10% состоят из японских комплектующих. По словам аналитика мичиганского Центра автомобильных исследований Кима Хилла, проблема в том, что компании пока не имеют полной информации о том, что происходит. «Вы же не можете произвести автомобиль, если у вас на руках, например, 97% его деталей — нужны все 100%», — пояснил он. Стоит отметить, что не менее важны для современных автомобилей электронные компоненты, которые используются как в самих машинах, так и в дополнительном оборудовании для них, например, в навигаторах или автомагнитолах — Япония поставляет на рынок сотни таких компонентов. Фото: AP Россию ждет наплыв битых «японок» По некоторым данным, во Владивостоке автомобили, пригнанные из Японии, уже начали дорожать. Некоторые эксперты предсказывают, что на российском рынке в ближайшее время появятся машины, побывавшие под цунами. «Скорее всего, они все будут здесь, — говорит заместитель директора по работе с регионами магазина Raz-bor.ru Сергей Маковицкий. — Тех же «утопленников» будут разбирать, потом собирать во Владике. У нас же пошлины сейчас очень большие, и поэтому их и так завозили как запчасти. А потом их собирали, склеивали и продавали. Схема такая же будет, просто машин будет больше. Есть же так называемые «перекупы», в которых есть тоже салоны автомобильные. То есть, они будут, как я понимаю, забирать эти автомобили, более-менее их облагораживать и продавать, как хорошие б/у-шные автомобили. Ну, это выявляется же не так быстро». По мнению Сергея Маковицкого, дилерам автомобили с подмоченной репутацией обойдутся процентов на 30-40 дешевле. Так называемые «автомобили-утопленники» регулярно появлялись в России и ранее: после наводнения в Новом Орлеане, после наводнений в Европе. Но генеральный директор исследовательского агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов говорит о том, что с японскими машинами так не будет: «У японцев, во-первых, машины пострадали полностью. То есть европейские машины были утоплены, но физически никак не повреждены были внешне. В Японии же произошла такая катастрофа, что все повреждено очень сильно, и скрыть это невозможно будет. То есть, машины-утопленницы никто не повезет. Мало того, у японцев другая культура в этой ситуации. То есть, европейцы могут себе позволить захимичить, продать машины в Восточную Европу, и так далее. В Японии это просто физически невозможно. То есть это будет просто утилизировано, и все», — уверен эксперт. |