Заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов предлагает сделать уборку мусора «вкусным» бизнесом. Столичные власти хотят сделать уборку мусора привлекательным бизнесом, что позволило бы городу уйти от дотаций, выделяемых на его уборку. Такое мнение высказал заместитель мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов. «Идея очень простая — сделать из этой головной боли «вкусный» бизнес, бизнес для рынка и чистоту для города, — сказал заммэра, выступая на Гайдаровском форуме в среду. — Мы имеем ситуацию, когда такая привлекательная сфера, которая является бизнесом во всем мире, дотируется, в результате чего город тратит большие деньги». Он отметил, что во всем мире бизнес по уборке мусора прибыльный, чем Москва пока похвастаться не может. В 2005 году был принят закон «Об отходах производства и потребления в городе Москве», также была утверждены концепция обращения с отходами производства и потребления города и экологическая доктрина Москвы, предусматривающие развитие системы селективного сбора отходов. Между тем, в конце прошлого года говорил и мэр Москвы Сергей Собянин: по его словам, сортировка мусора в городе на сегодняшний день «находится в зачаточном состоянии». Председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко в беседе с рассказала, что «уборка мусора — вещь самоокупаемая». Однако на сегодняшний день утилизацией занимается не частный сектор: практически всю нишу ранее заняли городские власти. На сегодняшний день ГУП «Экотехпром» является крупнейшей в Москве организацией по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) из жилого сектора города. Это привело к тому, что данная отрасль сейчас для города является дотационной. Город дотирует расходы на уборку, утилизацию и доставку мусора на полигоны. «А если правильно поставить акценты и правильно все организовать, то это может приносить немалые средства. Сейчас же это в большинстве своем — теневой бизнес», — сказала Вера Степаненко. По ее мнению, реализацию программы столичных властей нельзя начинать с отмены дотаций. «Давайте сначала создадим, а уже потом будем отменять. На сегодняшний день москвичи платят на порядок меньше, чем дотирует правительство города. Если отменить дотации — это ляжет на плечи жителей города», — пояснила она. В настоящее время отдельной строки «вывоз ТБО» в платежках нет, однако некоторые управляющие компании не скрывают своих тарифов на данную услугу: москвичи платят от 17 до 34 рублей в месяц. Без дотаций эта услуга, по мнению экспертов, подорожает в разы, но точную сумму никто назвать не решился. Подмосковье примет мусорный удар на себя Вера Степаненко считает, что необходимо привлекать предприятия, которые хотят перерабатывать, мусор. «Мы весь мусор вывозим, а нужно его отдавать другим регионам, чтобы они растаскивали его, как муравьи. В итоге будет выгодно всем. Но для этого нужен ряд последовательных решений, — говорит депутат. — Людей необходимо приучать сортировать отходы. Сортированные отходы являются вторсырьем, которое может приносить большие деньги. За границей само перерабатывающее предприятие заинтересовано в этом. Оно, соответственно, и платит, отчисляя деньги в специальный фонд. А оттуда они распределяются на дальнейшее развитие отрасли, к примеру, на работу с населением». О зарубежной практике рассказал заместитель директора направления «Городское хозяйство» Института экономики города Владилен Прокофьев: «Если говорить о Европе, то там чаще всего мусор сжигается, что позволяет отапливать здания и нагревать воду. Например, 10%-15% объектов Вены отапливается именно за счет сжигаемого мусора. В Польше мусор в основном сортируется, и часть твердых бытовых отходов (ТБО) — примерно 15-20 процентов — идет на вторичную переработку. В США в большинстве случаев мусор захоранивается, а полученный биогаз используется как топливо». Правительство Собянина решительно отказалось от планов прежних властей построить мусоросжигательные заводы в черте города. Об этом сообщил в среду на заседании правительства Москвы мэр Сергей Собянин. Он пояснил, что мусор будет подвергаться глубокой переработке, а часть отходов ждет захоронение за пределами города. По мнению Владилена Прокофьева, наши люди не верят в то, что мусоросжигательный завод может быть экологически чистым. «Первый опыт строительства такого завода, современного, с компьютерным управлением и системами очистки, должен быть не в городе. И надо показывать людям, как осуществляется контроль за выбросами, надо продемонстрировать экологичность — тогда можно говорить о строительстве мусоросжигательных [применительно к Москве]». Напомним, что «лужковский» Генплан предусматривал строительство 6 мусоросжигательных заводов. Более того, количество мусоросжигательных заводов в будущем могло быть увеличено. Теперь этим планам, судя по всему, сбыться не суждено и основной мусорный удар придется на Московскую область. По данным главы департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Антона Кульбачевского, в прошлом году в Москве было 17,8 млн отходов, из которых переработано свыше 2,1 млн тонн, что составляет всего 12%. Более 80% этих отходов были захоронены в Подмосковье. Между тем, эксперты отмечают, что в ближайшее время проблема утилизации бытовых отходов в столице встанет особенно остро, поскольку Московская область уже практически исчерпала свои возможности по полигонному захоронению мусора. Ежегодно в столице образуется около 15 млн тонн мусора, и в условиях политических разногласий экс-мэра Юрия Лужкова с Подмосковьем, строительство заводов по сжиганию мусора было чуть ли не единственным решением. Но, похоже, что с приходом Собянина по этому вопросу удалось договориться и практически весь столичный мусор продолжат отправлять за МКАД. Власти Московской области планируют построить новый мусороперерабатывающий завода на территории Люберецкого района. Второй — на территории Домодедовского района. Разработка программы по строительству еще четырех-пяти подобных предприятий продолжает вестись в настоящее время. «Сейчас мы совместно с правительством Московской области решаем вопрос оборудования земельных участков для захоронения мусора, строительства совместных объектов по переработке мусора, созданию сети передвижных и стационарных объектов по приему вторсырья», — сообщил Кульбачевский. По его словам, сейчас департаментом разрабатывается современная концепция мусороперерабатывающей отрасли, основой которой станут технопарки: комплексы по сбору, сортировке, транспортировке и сжиганию отходов за пределами МКАД. Размещенные за пределами МКАД, технопарки смогут обслуживать Москву, Московскую и другие прилегающие области с учетом увеличения количества отходов к 2025 году. Первый такой технопарк может быть пущен в эксплуатацию уже через два года, а вся новая система заработает через пять лет. Как заработать В «мусорном» бизнесе Москвы, говорят эксперты, крутятся миллионы долларов. В более выгодном положении находятся крупные компании, у которых есть парк автомобилей, договоренности с полигонами и мусоросжигательными заводами, а также пул клиентов. Единой тарифной сетки не существует: кто-то считает по кубометрам, кто-то по весу, кто-то использует комбинированную систему расчетов. Например, компания СП ЭКО Транс, которая, например, обслуживает Минобороны, ЦИК, Минимущество, «Ашан», берет за вывоз 8 кубометров 3500 рублей, а за 28 кубометров — 8 тысяч рублей. Некоторые компании предлагают скидки «оптовикам»: так, скажем, за вывоз в месяц 10 баков емкостью 0,8 кубометров берут 550 рублей, а за 80 баков в месяц — всего 200 рублей. Участники рынка говорят, что этот бизнес можно начать практически в одиночку. Во всяком случае, около 70 процентов из 300 московских фирм, работающих в этой сфере, организованы предпринимателями без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Хотя необходимую транспортную лицензию ПБОЮЛ не получит. Нужно будет получить и экологическую лицензию. Начальный капитал — как минимум 5 тысяч долларов, эти деньги пойдут на покупку подержанного грузовика, мусоросборочных контейнеров, рекламу в строительных журналах или газете объявлений, оплаты разгрузки контейнера на свалке. Кстати, в Подмосковье все виды мусора официально принимает только один государственный полигон, а на частные свалки можно отвозить только строительный мусор. Текущие расходы: техоблуживание автомобилей, заправка, зарплата сотрудникам. Но даже с учетом расходов, чистая прибыль с каждого мусоровоза в столичном регионе составляет 400 долларов в месяц, говорят эксперты. Чтобы получить подряд на обслуживание жилых домов, частная фирма должна выиграть тендер, который проводит дирекция единого заказчика (ДЭЗ). Участник конкурса должен в течение двух недель после объявления тендера предоставить заказчику свои документы, в частности, заверенную копию бухгалтерского баланса. Но в этом сегменте прибыли невысокие, зато стабильные. |