По данным статкомитета Башкирии, в прошлом году государственные заказчики заключили порядка 129 тысяч контрактов и сделок на общую сумму почти 18 млрд рублей. При этом доля продукции, закупленной по результатам конкурентных способов закупок, составила всего 37,4% от общего объема госзаказа. Любопытно, что годом ранее шестая часть годового оборота по госконтрактам была «неэффективно использована» — это следует из опубликованного сегодня сообщения Счетной палаты о проверке эффективности использования бюджетных средств в Башкирии. В нем говорится, что в 2009 году без проведения аукционов были заключены 32 государственных контракта по капстроительству и реконструкции объектов из сферы образования на сумму 3,2 млрд рублей. Для сравнения: этой суммы хватило бы на строительство 85 тысяч кв. метров жилья в столице Башкортостана — Уфе (средняя стоимость кв. метра — 37 тысяч рублей). Это как минимум четыре трехподъездных 17-этажных дома серии П-44. С другой стороны, сумма в 3,2 млрд. рублей вполне могла бы покрыть дефицит республиканского бюджета. По данным федеральных аудиторов, в 2009 году дыра регионального бюджета составляла 3,08 млрд рублей, или 4,6% от годового объема доходов. Притом что трансферты из федеральной казны в Башкирию были на уровне 19, 65 млрд рублей, или 21,1% от объема доходов бюджета республики. Денег, «потерянных» в результате непрозрачных госзакупок, также хватило бы и на частичное покрытие госдолга Башкирии. Из отчета СП следует, что по состоянию на 1 января 2010 года этот показатель составлял 6,9 млрд рублей, увеличившись за весь 2009 год на 82,6%. За 10 месяцев 2010 года госдолг вырос еще больше – на 66,3% и достиг 11,5 млрд рублей. На вопросы о ситуации с госзакупками в республике, местные регуляторы отвечать не стали. В Аппарате правительства Башкирии, где создан специальный отдел «общих вопросов», сотрудники которого также курируют тему госзакупок, порекомендовали обратиться в республиканский Минфин. Чиновник регионального министерства финансов сообщил, что в Башкирии существует специальный Государственный комитет по размещению госзаказа. Но сотрудники этого комитета пояснили, что эта структура была создана лишь в конце 2010 года, «а поскольку речь идет о закупках 2009 года», то порекомендовали поговорить с работниками Госкомитета по строительству и архитектуре. Начальник отдела госзакупок этого комитета Идрис Асылгужин сказал, что на вопросы смогут ответить лишь в Минобразовании республики, поскольку именно они выступали непосредственными заказчиками. На момент сдачи материала получить комментарий в министерстве не удалось. Нарушения при госзакупках на федеральном уровне задают определенный вектор региональной власти, хотя по размаху непрозрачности местная власть проигрывает региональной, утверждает директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. «Достаточно вспомнить скандалы с закупками мебели для Минобороны, — отмечает Пионтковский. – Власть в регионах прекрасно знает, как функционирует система госзакупок на федеральном уровне, поэтому на местах существует негласная договоренность между чиновниками: не распространяться на тему госзаказа, и при определенных обстоятельствах, закрывать глаза на нарушения». |