Компания Boeing выиграла контракт ВВС США объемом 35 млрд долларов на поставку 179 авиазаправщиков. Компания Boeing получила контракт ВВС США объемом 35 млрд долларов на поставку 179 авиазаправщиков. Как сообщает The New York Times, если результаты тендера не будут опротестованы в течение 10 дней, долгая борьба за потенциально крупнейший оборонный контракт между американской Boeing и европейским конкурентом EADS наконец завершится. Замминистра обороны США Уильям Линн (William J. Lynn III) заявил, что Boeing стала «очевидным победителем» в рамках формулы тендера, учитывающей предлагаемую цену, соответствие каждого из самолетов требованиям ВВС и стоимость эксплуатации на период в 40 лет. Взвесив все факторы, в Пентагоне определили, что предложение Boeing более чем на 1% выигрывает по стоимостным параметрам у конкурента. Если бы разница составляла до 1%, ВВС для определения победителя рассмотрели бы 92 дополнительных требования к самолетам. По многим из них, согласно общему мнению, предпочтительнее более габаритный самолет EADS. В ВВС США сообщили, что стоимость первой фазы контракта оценивается в 3,5 млрд долларов и покрывает строительство первых 18 машин к 2017 году. Всего Boeing в течение 15 лет построит 179 авиатанкеров на сумму 35 млрд долларов. В дальнейшем победитель может заработать около 100 млрд долларов, поскольку Пентагон планирует в течение 30 лет заменить весь флот своих «летающих танкеров». Результаты тендера могут встретить возражения в штате Алабама, где рассчитывали на тысячи новых рабочих мест после открытия обещанного сборочного предприятия EADS в городе Мобил. Сенатор Ричард Шелби от Алабамы выразил разочарование, но сказал, что не удивлен итогами тендера: «Только чикагские политики могли склонить весы в пользу худшего по своим параметрам предложения Boeing. EADS определенно предлагает более функциональный самолет-заправщик. Если это решение не будет отвергнуто, наши истребители не получат лучшую технику, которую они заслуживают». А сенатор Пэтти Мюррей из штата Вашингтон, где располагается сборочное производство Boeing, назвал это решение большой победой для американских трудящихся, американской авиакосмической отрасли и американских военных. В EADS делали ставку на то, что их самолет больше и лучше. Кроме того, европейский аэрокосмический гигант планировал привлечь в качестве поставщиков компонентов компании из политически важных штатов, например, Огайо. У проигравшей компании есть десять дней, чтобы опротестовать решение. Но в заявлении в четверг EADS не сообщила о своих планах, отметив лишь, что ВВС выбрали высокорискованную концептуальную модель (Boeing) против проверенного и более функционального авиатанкера (EADS). Уверенность EADS в победе отчасти объяснялась успехом серии A330 по сравнению с Boeing 767 в коммерческой авиации. В рамках тендера BBC EADS предлагал самолеты-заправщики KC-45, представляющие собой адаптированную версию широкофюзеляжного гражданского аэробуса A330. Американцы выставили на конкурс модель KC-767 — это модифицированный гражданский Boeing-767, довольно устаревший самолет, который, как пишет Spiegel Online, был вытеснен с рынка самолетами Airbus. Правда, после того, как Boeing проиграл европейскому конкуренту тендер в 2008 году, самолет KC-767 был модернизирован. И теперь его кабина напоминает не столько прародителя 767, сколько Dreamliner 787. Аналитик Teal Group Ричард Абулафиа (Richard L. Aboulafia) говорит, что победа в тендере поможет Boeing в борьбе с Airbus на рынке пассажирских и грузовых самолетов. Если бы EADS получила контракт на авиазаправщики для военных, то на предприятии в Мобиле (Алабама) компания собирала бы грузовые коммерческие самолеты, то есть получила бы производственную базу в США и могла бы рассчитывать на увеличение продаж. В свою очередь, для EADS на фоне резкого сокращения бюджетов в Европе внутренний рынок военных поставок сжимается, поэтому получение этого контракта было очень важным. С 2001 года это уже третья попытка ВВС получить новые авиатанкеры на смену действующему флоту, который поступил на вооружение еще во времена президентов Эйзенхауэра и Кеннеди. До 2004 года самолеты для дозаправки в воздухе поставлялись Boeing по лизинговому контракту, но затем заказ был отозван из-за коррупционного скандала, в результате которого бывший финдиректор Boeing и один из высокопоставленных военных чиновников США были приговорены к тюремному заключению. В 2008 году состоялся тендер, в котором победила заявка компаний Northrop Grumman и EADS, он был повторно открыт после протеста Boeing. Компания Boeing заявляла, что EADS могла использовать субсидии европейских правительств, чтобы перебить конкурирующее предложение или компенсировать убытки в случае победы с заниженной ценой. Конфликт по поводу субсидий между компаниями носит обоюдный характер и продолжается уже несколько лет. Еще в октябре 2004 года США и ЕС подали в ВТО соответствующие жалобы. В конце июня прошлого года Арбитражный суд ВТО признал европейские государства виновными в ограничении конкуренции на рынке самолетостроения. Комиссия ВТО установила, что Airbus смог запустить и продвигать на рынке ряд моделей пассажирских самолетов только благодаря субсидиям стран-акционеров концерна EADS, которому принадлежит Airbus. Однако впоследствии организация приняла сторону Евросоюза, признав незаконной поддержку Boeing, оказанную властями США. ВТО пришла к выводу, что более 20 млрд долларов, которые американская корпорация Boeing получила от правительства в виде субсидий и налоговых послаблений, должны быть возвращены. |