В прошлом году 168,3 млн россиян посетили кинотеатр. Это на 15% больше, чем 2009 году. Однако темпы роста посещаемости все-таки замедлились: в 2009-м эксперты зафиксировали прирост почти в 18%, а в 2008 году — 16% (данные компании Movie Research с 5 января 2010 года по 2 января 2011 года). Но кассовые сборы в России при этом выросли с 24,7 млрд рублей до 31,3 млрд рублей, сообщил аналитик исследовательской компании Movie Research Андрей Маркин. В 2011 году рост посещаемости кинотеатров и кассовых сборов продолжится, но вот темпы роста будут напрямую зависеть от количества новых кинотеатров, говорит председатель ученого совета Российского института культурологии Кирилл Разлогов. «Ввод новых кинотеатров у нас замедляется. В тех регионах, где кинотеатры открываются, рост больше, чем в тех, где количество кинотеатров остается на прежнем уровне», — говорит он. В 2010 году количество новых кинотеатров увеличилось до 865, а число кинозалов — до 2,4 тысячи, говорит Андрей Маркин. Ранее Movie Research прогнозировал двукратное увеличение числа кинозалов к 2015 году, но для этого в малых и средних городах необходимо построить еще 2,7 тысячи залов. Перегнали Америку Российский рынок по росту кассовых сборов обогнал все другие регионы. Согласно данным Американской киноассоциации (Motion Picture Association of America), которые были обнародованы на днях, мировой бокс-офис в 2010 году поставил рекорд в 31,8 млрд долларов и показал рост на 8%. Издание Deadline со ссылкой на статистические данные ассоциации пишет, что североамериканский рынок — США и Канада — достиг прошлогоднего пика в 10,6 млрд долларов, но остался на прежнем уровне. Максимальный рост был зафиксирован в Азиатско-тихоокеанском регионе: там рынок вырос на 21%. Более 40% этого роста в регионе пришлось на Китай. Но при этом китайский рынок для прокатчиков иностранных фильмов является самым сложным, так как основная часть премьер в Китае — отечественные фильмы. Лидеры российского проката В России в 2010 году топ-четверку самых кассовых фильмов составляли исключительно зарубежные релизы. На вершине рейтинга — «Аватар». Он вышел в прокат в декабре 2009 года, а в начале 2010 года продолжал свое победное шествие и заработал в России в общей сложности 3,4 млрд рублей (из которых — 1,8 млрд рублей в прошлом году). Самые кассовые западные релизы 2010 года — это «Шрек навсегда» (1,6 млрд рублей), «Алиса в Стране чудес» (1,3 млрд рублей) и «Сумерки. Сага. Затмение» (816 млн рублей). На эти четыре фильма приходится шестая часть всех кассовых сборов России за 2010 год. Самым кассовым российским релизом в 2010 году, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», стала комедия «Наша Russia: Яйца судьбы», которая собрала в прокате СНГ почти 648 млн рублей. Стоит отметить, что из лидеров проката три фильма были показаны в 3D формате. За этим форматом будущее, говорят американские специалисты. В США, к примеру, в 2010 году на сеанс 3D сходил каждый третий зритель. Кирилл Разлогов считает, что и российские кинокомпании будут активнее использовать этот формат, поскольку он уже доказал свой коммерческий успех. «2010 год был хорошим годом для киноиндустрии. Несмотря на слабую экономику, меняющуюся бизнес-модель и продолжающееся влияние пиратов, год стал рекордным для мирового бокс-офиса, драйверы роста которого зафиксированы за пределами США и Канады, — говорит президент Международной киноассоциации (MPAA) Боб Пизано. — Более дорогостоящие проекты делают существенный вклад в киносборы». Франшиза как средство заработка Между тем, в Северной Америке кинопроизводители бьют тревогу: количество проданных билетов в регионе сократилось в 2010 году на 5%, до 1,34 млрд, вернувшись к уровню 2008 года. Западные студии намерены бороться со стагнацией производством сиквелов уже выпущенных ранее блокбастеров, пишет The Wall Street Journal. Джефф Робинов (Jeff Robinov), президент Warner Bros. Pictures Group, заявил о том, что студия пытается решить ряд проблем отрасли с помощью франшизы многобюджетных фильмов с потенциальной возможностью съемок продолжений историй, а также посредством выпуска и продажи сувениров. Среди прочих преимуществ сиквелов то, что они не требуют масштабных маркетинговых затрат для «раскручивания» фильма, указывает издание. Paramount Pictures в этом году намерена сфокусироваться на франшизе фильмов, которые имели мировой успех, или на производстве фильмов с более низкими бюджетами. Об этом заявил Брэд Грей, глава Paramount. В качестве примера фильмов, чей бюджет в данной стратегии может послужить ориентиром, он назвал «Железную хватку» братьев Коэнов, бюджет которого составил 38 млн долларов, а в мировом прокате фильм собрал 194 млн долларов. Еще один ориентир — фильм «Боец», один из номинантов на «Оскар» как лучший фильм года. При бюджете в 25 млн долларов он собрал в мировом прокате около 105 млн долларов. Disney планирует увеличить траты на производство франшизы. В этом году компания может потратить 80% своего бюджета на производство именно таких фильмов, а в 2010 году на них было потрачено только 40% от бюджета. Об этом заявил финансовый директор Disney Джей Расуло. Universal Pictures в 2011 году будет ориентироваться на низкобюджетные комедии типа «Подружки невесты», анимированный фильм «Бунт ушастых» (премьера запланирована на март 2011 года), очередную, уже пятую часть «Форсажа». Низкобюджетные проекты выберут в качестве стратегии и российские продюсеры, говорит Кирилл Разлогов. «Российские производители будут делать основной упор на низкобюджетные и коммерчески успешные проекты, такие как «Любовь-морковь» Рената Давлетьярова, — говорит Разлогов. — Не исключено, что в России появятся и несколько «заказных» патриотических фильмов. В любом случае, традиции, сложившиеся в последние годы в России, останутся — продюсеры будут получать доход за счет завышения производственного бюджета и не будут особо заботиться о коммерческом успехе картины». В 2011 году госфинансирование отечественного кинематографа сократится на 600 млн рублей и составит немногим более 4,3 млрд рублей. Разлогов считает, что масштабных проектов это не коснется. «Те, кто имел возможность получать спонсорские средства, будет продолжать их использовать», — говорит он. Отметим, что пока самую крупную финансовую поддержку в истории российского кино получил фильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король». Средства в виде спонсорской помощи и коммерческого кредита выделил Внешэкономбанк. До этого Никита Михалков также получил финансовую поддержку госбанков — ВЭБа и ВТБ — на вторую часть «Утомленных солнцем». |