Банк Москвы купили без его ведома

Банк Москвы купили без его ведома

«Сегодня «Центральная топливная компания», 100% акций которой находятся в собственности Москвы, завершила сделки по продаже пакета акций Банка Москвы в размере 46,48% уставного капитала, а также пакета акций компании «Столичная страховая группа» в размере 25% уставного капитала плюс 1 акция», — сообщила 22 февраля заместитель столичного мэра, руководитель Департамента имущества Наталья Сергунина.

Она напомнила, что эти активы по решению московского правительства были внесены в уставный капитал «Центральной топливной компании» в счет оплаты допвыпуска акций ЦТК.

Таким образом, в руках ВТБ теперь сосредоточено 46,48% акций Банка Москвы и примерно четверть от 17,32 –процентного пакета, которым владела ССГ — то есть около 51%.

Сумма сделки составила 103 млрд рублей. По данным Сергуниной, премия превысила 14%. «Фактическая сумма сделки на 14,4% превысила официальную оценку стоимости акций», — отметила она.

Любопытно, что Альфа банк, по словам Сергуниной тоже подавал заявку на покупку пакета акций Банка Москвы, принадлежащих столичному правительству. «Окончательный выбор был сделан в пользу банка ВТБ, который предложил более привлекательные для продавца условия сделок, как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения предоставления всей необходимой разрешительной документации», — объяснила заммэра.

Заметим, что в конце прошлой недели ее коллега, заммэра по экономической политике Андрей Шаронов в интервью Business FM заявил: «Мы получили на сегодняшний день только одну твердую оферту от ВТБ, т.е. безотзывную, с фиксированной ценой. Более того, ВТБ утвердил ее уже решением совета директоров. Ни Альфа-Банк, ни другой покупатель, похожий на Бородина, либо на кого-то другого, они тоже не выставляли такую оферту».

Александра Лозовая, замначальника аналитического отдела Инвесткафе, оценивает рыночную стоимость пакета в 51% акций в 113,6 млрд рублей. « Поскольку ВТБ затратил на приобретения 103 млрд рублей, то, на мой взгляд, можно говорить о дисконте к рынку в размере около 9%. Но я думаю, что такой дисконт оправдан, так как формально контрольного пакета у ВТБ нет», — отмечает Александра Лозовая.

По ее мнению, основной интригой станет вопрос о том, по какой цене ВТБ предложит выкупать акции у миноритариев. «Думаю, что цена будет очень близка к рыночной цене (1,8 — 1,9 к размеру собственного капитала Банка Москвы). По данным РСБУ на 1 февраля 2011 года размер собственных средств Банка Москвы составлял 115,7 млрд рублей», — заключает независимый эксперт.

Вообще в процессе подготовки сделки много любопытного. Взять хотя бы вчерашние события, которые сегодня можно оценить как хорошо спланированную операцию прикрытия.

Скандал разгорелся вокруг внеочередного собрания акционеров и заседание нового совета директоров Банка Москвы, которые состоялись 21 февраля. Его кредитору — госкорпорации ВЭБ — не понравились итоги голосования на внеочередном собрании акционеров, которое состоялось 21 февраля. А его потенциального покупателя — ВТБ — задел факт проведения заседания нового совета директоров Банка Москвы, состоявшегося после собрания акционеров.

Как ранее сообщалось, на внеочередном собрании акционеров Банка Москвы было принято решение о вхождении в состав управленцев пяти представителей ВТБ: председателя правления ВТБ Андрея Костина, первого зампредправления Михаила Кузовлева, зампредседателя правления Андрея Пучкова, члена правления Александра Ястриба, члена правления ВТБ Эркина Норова.

От столичного правительства в новый состав совета директоров банка Москвы вошли заместители столичного мэра Андрей Шаронов и руководитель столичного департамента имущества Наталья Сергунина. Таким образом, итоги собрания подтвердили предположения экспертов о том, что, несмотря на владение 25-процентным пакетом Столичной страховой группы (ССГ), которой принадлежит 17,32% акций Банка Москвы, власти города не контролируют свой опорный банк.

Из нынешней команды банка — президент Банка Москвы Андрей Бородин, советник президента Лев Алалуев, первые вице-президенты банка Дмитрий Акулинин и Людмила Давыдова. Как независимые директора в совет избраны советник гендиректора ОАО «Корнет» Сергей Никитин, адвокат Алексей Стерликов, президент Столичной страховой группы Александр Судаков, профессор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Царев.

Итоги собрания акционеров вызвали негативную реакцию Внешэкономбанка (ВЭБ). Напомним, что ВЭБ является кредитором Банка Москвы, поэтому он намеревался ввести своего представителя в совет директоров. «Невключение представителя Внешэкономбанка в совет директоров Банка Москвы является нарушением договорных обязательств со стороны банка-заемщика», — заявил представитель пресс-службы ВЭБа. По его словам, это обязательство зафиксировано в договоре о предоставлении субординированного кредита на 11,1 млрд рублей Банку Москвы.

Попытки спасти положение

Практически сразу же после собрания акционеров состоялось первое заседание совета директоров в новом составе, на котором избрали председателя совета и его заместителя. Председателем совета стал первый вице-президент Банка Москвы Дмитрий Акулинин, а Лев Алалуев сохранил за собой пост зампреда совета. Такие результаты голосования продемонстрировали, что у Бородина в совете директоров довольно сильные позиции.

Судя по всему, именно это обстоятельство вызвало недовольство ВТБ. Уже в понедельник вечером ВТБ назвал решения совета директоров Банка Москвы незаконными. «Члены совета директоров не были оповещены ни о месте, ни о времени, ни о повестке проведения заседания. Это является нарушением действующего законодательства и свидетельствует о стремлении нынешних владельцев банка в спешке принять выгодные для себя решения, не учитывая интересы всех участников процесса, а также нарушая их права», — заявили в ВТБ.

В связи с отсутствием на совете ряда его членов результаты заседания, в том числе избрание Дмитрия Акулинина на пост главы совета, «следует рассматривать как незаконные, а также нарушающие корпоративные нормы в интересах нынешнего топ-менеджмента», считают в ВТБ.

По мнению Михаила Ковалева, начальника управления предоставления и обслуживания кредитов Флексинвест Банка, избранный накануне совет директоров банка Москвы невыгоден ВТБ отсутствием в совете его большинства. «Похоже, это просто констатация своего несогласия и намерения оспаривать результаты выборов», — прокомментировал эксперт заявление ВТБ.

Заместитель начальника информационно-аналитического отдела Лайф Капитал / OAO АКБ «Пробизнесбанк» Валерий Пивень пояснил: «Стремление ВТБ добиться для себя максимального участия в управлении Банком Москвы понятно. Накануне сделки (напомним, что ВТБ со временем намерен выкупить 100% Банка Москвы) для ВТБ, во-первых, выгодно сократить объём управленческих действий, которые не подпадают под его контроль и могут неблагоприятно сказаться на состоянии приобретаемого актива. Во-вторых, получить всю возможную информацию о состоянии Банка Москвы. Решения совета директоров, принятые сразу после собрания акционеров показывают, что ВТБ не получил контроля над его деятельностью. И это, пожалуй, главный итог вчерашнего собрания акционеров».

Интрига в том, что ранее планировалось провести внеочередное собрание акционеров 4 марта по перевыбору президента Банка Москвы. На эту должность должен был претендовать единственный кандидат — Михаил Кузовлев из ВТБ. Но затем от этого решили отказаться и избрать главу банка на годовом собрании 3 мая.

Во вторник стало известно, что годовое собрание перенесено на 11 апреля. Дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, — 22 февраля. При этом ВТБ, который только сегодня закрыл сделку по приобретению дли Банка Москвы, «приглашения» не получил.

«Банк ВТБ пока не получал официальных документов, касающихся проведения годового собрания акционеров Банка Москвы 11 апреля, поэтому в данный момент мы не готовы комментировать участие в этом собрании», — цитирует РИА «Новости» представителя ВТБ.

Так или иначе, но пока решения совета директоров Банка Москвы от 21 февраля не отменены, выбирать главу банка придется из двух кандидатов — Бородина и Акулинина.

«Здесь пикантность ситуации заключается в том, что и председатель совета директоров Банка Москвы, и президент являются его крупными акционерами. При этом, согласно уставу, совет директоров решает достаточно большой круг вопросов, который может повлиять на параметры сделки (здесь и внесение изменений и дополнений в устав Банка, созыв и утверждение повестки дня общего собрания акционеров и т.д.). Председатель совета отвечает за созыв его заседаний, то есть определяет, как будут реализовываться полномочия совета, указанные в уставе», — отмечает Валерий Пивень.

Михаил Ковалев разделяет эту точку зрения: «Дело не столько в самой должности председателя, сколько в блокировании деятельности нового совета. Хотя председатель имеет некоторый вес — он ведет заседания и обычно распоряжается вопросами созыва заседаний и подготовки к их проведению. Скорее, это вопрос более скорого получения контроля над активом, т.к. это может побудить миноритариев продать свои доли ВТБ».


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей