В настоящее время в России успешно работает только аутсорсинг стандартных бизнес-процессов. Об этом, как уже сообщалось, шла речь на конференции «Аутсорсинг бизнес-процессов: новые тенденции». Участники мероприятия достаточно много времени уделили теме IT-аутсорсинга, который, один из немногих, востребован в России. Особенно если учесть рост популярности темы «облаков» среди IT-компаний и их заказчиков. По словам генерального директора компании «Крок» Бориса Бобровникова, «облака» — штамп, новое название того же IT-аутсорсинга. В большинстве случаев серверы компаний основную часть времени загружены только на 15%. То есть в это время организации, по сути, платят за воздух. А «облачный» провайдер собирает эти серверы и загружает их на 85%. То есть выполняет на них больше работы, да еще экономит за счет консолидации ресурсов. «Можно привести пример США. Местное правительство планирует за 10 лет сэкономить триллионы долларов за счет прямого запрета ведомствам создавать и развивать собственную IT-инфраструктуру, — рассказал Бобровников. — Вместо этого чиновникам предложено использовать облачные сервисы Google и Microsoft». Положительную оценку российского IT-аутсорсинга подтверждают, в частности, показатели исследования компании in4media, обнародованные в конце прошлого года на форуме Ассоциации стратегического аутсорсинга «Астра». Так, если в 2009 году рынок IT-аутсорсинга оценивался в 900 млн долларов, то по итогам 2010 года его объем достиг приблизительно 1 млрд 100 млн долларов. При этом исследователи отметили как благоприятные для роста рынка факторы, так и не очень. К первым были отнесены (даны по возрастанию важности): повышение информированности заказчиков, усложнение IT-процессов на предприятиях, фокусировка компаний-заказчиков на основном бизнесе и их стремление оптимизировать расходы. Против аутсорсинга играли: отсутствие стандартизации, недоверие к поставщикам, незрелость рынка и неготовность заказчиков использовать схему аутсорсинга. Данные названного исследования подтверждаются показателями компаний, работающих на российском IT-рынке. Так, например, компания «Микротест» за 2010 год фактический удвоила свой аутсорсинговый доход — если в 2009 она заработала на предоставлении соответствующих услуг 881 млн 385 тысяч рублей, то в прошлом году на долю услуг IT-аутсорсинга пришелся 1 млрд 552 млн 832 тысяч. При этом «Микротест» отметил, что в прошлом году заключил 106 новых контрактов на IT-аутсорсинг, преимущественно с крупными территориально-распределенными компаниями. По данным компании, наиболее востребованной в прошлом году стала услуга аутсорсинга IT-инфраструктуры (поддержка рабочих станций, серверного оборудования, традиционной, IP- и DECT-телефонии, систем видеоконференцсвязи, устройств беспроводного доступа, маршрутизаторов, межсетевых экранов, коммутаторов, периферийной и оргтехники, серверного оборудования). По словам директора департамента корпоративных коммуникаций «Микротеста» Андрея Постникова, к 2010 году заказчики успели «распробовать» услуги IT-аутсорсинга, проверить на собственном опыте экономическую выгоду подобных сервисов. Поэтому, по его мнению, в прошлом году появилось больше заказчиков с крупной IT-инфраструктурой, поддержку которой выгодно отдать подрядчику. Кроме того, именно на прошлый год сотрудник «Микротеста» относит окончательное формирование такой группы заказчиков, как территориально-распределенные компании, которые стремятся сократить расходы на поддержку IT-инфраструктуры филиалов и последовательно пользуются для этого возможностями сторонних исполнителей. По оценке «Микротеста», в 2011 году российских потребителей IT-аутсорсинга ждут две наиболее важные тенденции: повышение ответственности поставщиков услуг и формирование нормативной законодательной базы для регулирования индустрии. «С ужесточением конкуренции в мире IT-аутсорсинга и по мере того, как потребители становятся более опытными, на рынке будут утверждаться крупные провайдеры таких услуг, — считает Андрей Постников. — Они способны удерживать команды сертифицированных специалистов, поддерживать качество сервисов, добиваться полноты комплекса предоставляемых услуг, обеспечивать широкое территориальное покрытие, нести социальную ответственность, в том числе выполнять требования к защите персональных данных. «Ценз» для входа на рынок новых игроков будет повышаться, мелкие провайдеры начнут испытывать трудности», — прогнозирует Постников. Также он отметил, что сейчас все ждут выхода закона, который регулировал бы отношения поставщиков услуг аутсорсинга и заказчиков: «Надеемся, законодатели ответят на наши ожидания оперативно, по крайней мере, в пределах 2011–2012 годов». В свою очередь директор по маркетингу компании Oberon Дмитрий Попович рассказал, что в прошлом году рынок внутреннего аутсорсинга в России вырос: «Мы явно ощутили интерес к сервисным услугам, а объем продаж нашего сервисного направления увеличился в разы». При этом Попович отметил, что в отличие от зарубежных рынков, в России несколько отличается мотивация заказчиков. «Значительная часть аутсорсинговых услуг по обслуживанию информационных систем и инфраструктуры у нас поставляется теми компаниями, которые сами и внедряли решение, — говорит Дмитрий Попович. — Это связано с тем, что заказчики, как правило, лишены особенного выбора: собственной экспертизы у них нет, а создать и поддерживать ее внутри компании очень дорого либо вообще практически невозможно. С другой стороны, если обслуживание какой-то системы можно организовать своими силами, то в России часто идут именно по этому пути, без привлечения аутсорсинга». По мнению Поповича, у зарубежных компаний практикуется другой подход — отдавать на аутсорсинг все процессы, которые только можно. Это позволяет экономить и фокусироваться на основных для бизнеса вещах. «Таким образом, российский IT-аутсорсинг можно назвать более «интеллектуальным» — он, как правило, связан либо с какими-то сложными системами, либо с поддержкой совместной работы нескольких систем, — считает сотрудник Oberon. — В перспективе, вероятно, рынок IT-аутсорсинга в России будет только расти». Такой вывод Дмитрий Попович делает на основании того, что в нашей стране сегодня доля аутсорсинга довольно низка по сравнению с внутренними IT-службами, а бизнес так или иначе взрослеет и требует более высокой операционной эффективности. |