Компании разложили аутсорсинг

Компании разложили аутсорсинг

Тема аутсорсинга не первый год занимает одно из главных мест в спорах относительно того, как правильно организовать бизнес. И если на Западе передача тех или иных функций стороннему исполнителю стала обыденностью и получила широкое распространение, то в России к аутсорсингу сохраняется настороженное отношение. Почему это именно так и как изменяется ситуация в этой области, постарались ответить участники конференции «Аутсорсинг бизнес-процессов: новые тенденции».

На мероприятии представители различных российских и зарубежных компаний делились как собственным опытом передачи части бизнес-процессов сторонним исполнителям, так и своим видением ситуации на российском рынке аутсорсинга. Так, например, председатель совета директоров компании «Баркли» Леонид Казинец напомнил, что аналитики и исследователи отмечают повсеместное развитие рынка аутсорсинга, а крупные компании заключают многомиллиардные аутсорсинговые контракты. Что, кстати, подтверждают игроки рынка и профессиональные объединения. В то же время он отметил, что по данным компании Deloitte Touche, не все с аутсорсингом обстоит так хорошо, как многим бы хотелось. Так, например, из 25 компаний с общими аутсорсинговыми контрактами на 50 млрд долларов такой схемой работы не удовлетворены около 40%. Причины недовольства связаны, в частности, с невыполнением ожиданий по сокращению затрат, по оптимизации управленческих процессов и т.п. Как отмечают недовольные, проблема аутсорсинга заключается в скрытых расходах, многим из них пришлось увеличить управленческий штат, а не уменьшить его, как, по идее, это должно быть в случае использования схемы аутсорсинга.

Также Леонид Казинец отметил, что если в теории ответ на вопрос — отдавать на аутсорсинг или нет — только один: обязательно отдавать, то на практике это далеко не всегда так. По его мнению, тому есть несколько причин. «С учетом того, что наша экономика далека от стабильного состояния, для всех нас важен фактор времени, — заметил Казинец. — Почему никто не меняет на такси личного водителя, который большую часть дня сидит в машине и ждет начальника, за что, кстати, получает деньги. Тут как раз играет фактор времени — когда надо, такси обязательно не сможет вовремя появиться. Попытка отдать на сторону процессы с критичным фактором времени может привести к отрицательному результату — далеко не факт, что подрядчик сможет быстро изменить или скорректировать процесс в соответствии с изменениями ситуации».

Еще одна причина, по которой компании ограничивают себя в вопросах аутсорсинга — безопасность. Леонид Казинец считает, что здесь особое значение имеет психологический комфорт и удобство: «Как бы там ни было, но всегда остается опасение, что приглашенный специалист-аутсорсер — засланный казачок».

Кстати, успешное развитие рынка аутсорсинга председатель совета директоров «Баркли» связывает также с наличием на этом рынке необходимых специалистов. «Мы во время кризиса попробовали избавиться от производственной составляющей — решили стать только инвестиционно-строительной компанией и распустили свое производственно-строительное подразделение, — рассказал Леонид Казинец. — А для выполнения строительных работ решили привлекать аутсорсеров. Ничего хорошего из этого не вышло — оказалось только хуже». Поэтому в настоящее время, по словам Казинца, «Баркли» занимается воссозданием собственного производственно-строительного комплекса.

Стоит отметить, что в России развитию рынка аутсорсинга, помимо экономических особенностей, в значительной степени препятствуют психологические причины. Так, по словам президента группы компаний (ГК) «Ледово» Надежды Копытиной, у ГК имеется, например, успешный опыт аутсорсинга — в свое время на сторону был передан PR, а недавно логистика и IT. В настоящее время «Ледово» готовится к передаче на аутсорсинг ведения бухгалтерского учета. Но, как отметила Копытина, быстрому решению этого вопроса мешает страх потери контроля над бизнесом или части бизнеса. Более того, многие владельцы бизнесов в пищевой промышленности опасаются передавать на аутсорсинг даже функции IT — переживают за возможность потери информации. «Это ментальность и важно ее побороть», — считает Надежда Копытина. А вообще, по ее мнению, время аутсорсинга в России пришло, поэтому надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше собственных сотрудников было задействовано в производящем прибыль бизнес-процессе. А все остальное предприятие должно получать в виде услуг от подрядчиков.

Кстати, в аутсорсинге много направлений и некоторые из них чувствуют себя лучше остальных. Например, IT-аутсорсинг, который, по словам генерального директора компании «Крок» Бориса Бобровникова, достаточно востребован. Руководитель IT-компании отметил, что именно востребованность и заставила компанию строить два новых аутсорсинговых центра обработки данных (ЦОДа). При этом Борис Бобровников отметил, что за последние годы на рынке аутсорсинга многое изменилось в лучшую сторону. «Стали действовать юридические договоры, как-то работает судебная система», — отметил руководитель «Крока».

В свою очередь начальник управления информационных технологий «Райффайзенбанка» Сергей Енютин посчитал, что в России аутсорсинг «хромает» из-за неготовности заказчиков и подрядчиков. Если у первых действительно нередко возникают причины психологического характера, то у вторых встречаются и психологические, и экономические причины не идти на сотрудничество с заказчиком. Например, далеко не всегда аутсорсеры готовы нести ответственность за предоставляемые сервисы. «Недавно договорились с одним аутсорсером о KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели) по предоставляемым ими услугам, — рассказал Енютин. — В то же время этот подрядчик против подготовки регулярных отчетов о соблюдении KPI и не готов нести ответственности за их нарушение. А все потому, что для него это новые бизнес-процессы, которые надо осваивать и запускать — а значит, и привлекать дополнительные ресурсы».

В целом, по мнению Сергея Енютина, сегодня хорошо исполняются подрядчиками стандартные, формализованные процедуры и бизнес-процессы, а неудачи с передачей на аутсорсинг связаны с неготовностью заказчиков и подрядчиков работать по новым схемам.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей