Берегите пластиковые пакеты и бутылки, чтобы не переплачивать

Берегите пластиковые пакеты и бутылки, чтобы не переплачивать В перспективе пластиковый стакан может стать непозволительной роскошью.

Наступайте осторожнее на пол, храните мятые пластиковые бутылки в кладовых, купите, наконец, модель аэроплана, покупку которой все время откладывали на завтра — потому что цены на полипропилен, универсальный полимер, рекордно растут. Только за январь они поднялись на 22%, а рост цен за два последних года составил более 133%, подсчитал журнал The Economist.

По данным крупнейшей аналитической компании на химическом рынке ICIS, в феврале цены на полимеры в Европе достигли рекордных высот: так, цены на гомополимер (один из видов полипропилена) доросли до 1340 евро за тонну — предыдущий максимум, зафиксированный в июне 2010 года, составлял 1270-1280 евро за тонну. В июле 2008 года, когда котировки нефти марки Brent доходили до 147 долларов за баррель, тонна этого полимера стоила около 1260 евро за тонну.

Ценовая гонка стала головной болью для многих компаний. Кто-то вынужден был перейти на другое сырье: например, некоторые сети фаст-фуда в США снова стали пользоваться бумажными стаканчиками для газировки.

Производители продукции из полипропилена переложили подорожание на своих потребителей: так, Ангела Лютер из компании AET Films, выпускающей пластиковую упаковку для потребительских товаров, говорит, что многие клиентские контракты были проиндексированы и привели, в итоге, к повышению цен.

Другие компании вынуждены мириться с ростом расходов. Представитель производителя напольных покрытий Shaw Industries Group Диа Келли отмечает, что ужесточившаяся конкуренция не позволяет им повышать цены из-за удорожания полипропилена. Британский ритейлер Carpetleft обвинил, в частности, подорожавший полимер в падении своей прибыли.

Как и для большинства сырьевых товаров, вся эта ситуация связана с так называемым «эффектом Китая». В развивающихся странах Азии и Ближнего Востока рост спроса на полипропилен отражает нарастающее потребление и увеличение парка личного автотранспорта.

Но есть и другие, менее очевидные факторы. Эстебан Сагель из Chemical Market Associates полагает, что подорожание полипропилена связано и с ростом цен на нефть по отношению к ценам на природный газ — особенно в Северной Америке. Раньше цены на этот полимер двигались с четкой привязкой к нефтяным, но недавно это соотношении перестало работать. Полипропилен получают из пропилена, который, в свою очередь, является побочным продуктом при производстве этилена, широко применяемого углеводорода.

Десять лет назад основная часть этилена в Северной Америке производилась с использованием лигроина, получаемого при перегонке нефти: именно в результате этого процесса и получался пропилен в качестве побочного продукта. Однако за последние несколько лет подорожавшая нефть — отчасти, из-за роста экономики энергозависимого Китая — и новые источники газа (как американский сланцевый газ) сделали более привлекательным производство этилена из этана, получаемого из природного газа. Проблема, как оказалось, в том, что такой способ выработки этилена из этана практически не дает пропилен в качестве побочного продукта.

Рост цен на нефть также подавляет спрос на бензин. Автолюбители интересуются более экономичными машинами, и использование биотоплива, в частности, этанола, получает все большее распространение. Джеймс Юн из Macquarie Bank говорит, что это сокращает поставки бензина с американских НПЗ с 2005 года. Это также означает и то, что вырабатывается меньше пропилена, который также является побочным продуктом производства бензина.

Некому снять ценовое напряжение

Технологии по производству пропилена не как побочного, а как основного продукта существуют. Однако, по словам Джеймса Юна, строительство завода специально для производства пропилена, включая получение всех необходимых экологических разрешений, может занимать до четырех лет и стоить от 500 млн до 1 млрд долларов. Поэтому в ближайшее время маловероятно, что на рынке появятся новые поставщики, которые снимут ценовое напряжение.

Британская федерация пластмасс (British Plastics Federation, объединяет производителей ПВХ, переработчиков пластмасс и поставщиков добавок) выступила на этой неделе с предупреждением, что существенное удорожание сырья для производства пластмасс неизбежно повысит цены на сами изделия: доля сырья в цене готового пластмассового изделия может дорасти до 60%.

«Все производственные секторы, будь то стройматериалы для инфраструктурных проектов, упаковка для дистрибуции или компоненты для автомобилей и аэрокосмической промышленности, поражены и вынуждены пойти на повышение затрат», — заявил глава отраслевой федерации Питер Дэвис.

«Мы видели большой отклик в прессе на рост цен на продовольствие, увеличение стоимости металлов, но изменения в экономике пластмасс менее очевидны. Только Великобритания использует в год 5 млн тонн пластика», — передает заявление Дэвиса издание Plastics & Rubber Weekly.

В России в 2010 году объем рынка полипропилена составил 783 тысячи тонн — это на 22% больше показателей 2009 года, по данным ежегодного обзора компании «Маркет Репорт». За десять лет потребление полипропилена на одного человека в России выросло с 1,5 кг до 5,5 кг. К 2011 году спрос на полиэтилен и полипропилен для пленок в России, по прогнозу аналитиков, преодолеет отметку в 1 млн тонн. Холдинг СИБУР ждет рост спроса на полипропилен, поливинилхлорид и другие полимеры на 5-8% в год до 2015 года, заявлял ранее глава холдинга Дмитрий Конов агентству Bloomberg.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей