КамАЗ может поглотить МАЗ, если белорусская сторона согласится отдать завол дешево. ГК «Ростехнологии» направила руководству Белоруссии письмо с предложением объединить в одну компанию КамАЗ, крупнейшего в России производителя грузовых автомобилей, и Минский автомобильный завод. МАЗ на 100% принадлежит правительству Белоруссии. Он относится к значимым для государства предприятиям, решение о продаже акций которого принимает лично президент страны. Завод производит седельные тягачи, бортовые автомобили, самосвалы, лесовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию спецоборудования и установок, а также автобусы и троллейбусы. Если объединение состоится, КамАЗ станет владельцем 100% акций МАЗа, а власти Белоруссии получат пакет акций КамАЗа, рассказал во вторник о сути предложения глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. КамАЗ занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков и восьмое место — среди производителей дизельных двигателей. В единый комплекс компании входят 13 крупных специализированных подразделений по разработке, производству, сборке автомобильной техники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Всего в группу КамАЗ входят 96 предприятий. Продажи КамАЗа увеличились в 2010 году на 24,7% — до 32,29 тысячи грузовиков. «Ростехнологии» являются основным акционером КамАЗа с долей 49,9%, концерну Daimler принадлежит 11% акций. Через дочернее предприятие Avtoinvest Limited «Тройка Диалог» контролирует 24,53% акций. KAMAZ International Management CO. принадлежит 4,25% акций, 4% — Европейскому банку реконструкции и развития, 2,73% — Decodelement Services Limited. «Тройка Диалог» может в течение нескольких месяцев инициировать переговоры с Daimler о продаже от 10% до 27% акций завода. Немецкий концерн намерен довести свою долю до блокирующей (25%+одна акция). По словам Чемезова, предполагается провести допэмиссию акций КамАЗа. Он отметил, что белорусские власти вряд ли получат блокпакет — все будет зависеть от того, во сколько будет оценен МАЗ, при этом российская сторона пока оценку не проводила. Чемезов сообщил, что акционеры КамАЗа — Daimler и ЕБРР — не против такого объединения. Акции КамАЗа на фоне этой новости на торгах ММВБ подскочили на 8%, а к закрытию торгов рост сократилcя до 6,2%. «На рынке в этом году уже были подобные оферты: можно вспомнить новость от «Норникеля», когда котировки акций подскочили подобным образом. Но затем через пару дней они снова откатывались, так как новость не получала продолжения», — прокомментировал реакцию биржи директор аналитического департамента инвестгруппы «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский. Эксперт рассуждает: КамАЗ является монополистом в области производства грузовой техники, и для проведения такой сделки в любом случае потребуется более года. Владимир Рожанковский напомнил, что год назад Дмитрий Медведев упоминал «Ростехнологии» в качестве эталона неэффективности. «Я бы согласился с такой оценкой президента. Сергей Чемезов обязан своим постом премьеру и его просто не трогают до поры до времени, хотя его заслуги в области корпоративного управления весьма сомнительны. Он больше функционер, нежели менеджер», — считает аналитик. Торг уместен В кабинете министров Белоруссии обсуждают предложение российской стороны. Во вторник председатель Госкомимущества Белоруссии Георгий Кузнецов оценил стоимость всего пакета акций МАЗа в 2,5 млрд долларов. Владимир Рожанковский считает, что такая цифра «из области фантастики». «С оценкой МАЗа все достаточно сложно из-за того, что предприятие находится в госсобственности, но я бы оценил его с дисконтом в 40% по отношении к КамАЗу, то есть где-то в 1 млрд долларов», — говорит он. Тогда как КамАЗ, чистый долг которого составляет 16 млрд рублей, он оценил «в 1,8 млрд – максимум 2 млрд долларов». «Оценка МАЗа в 2,5 млрд долларов представляется явно завышенной», — согласна с ним руководитель отдела оценки АКГ «Интерком-Аудит» Ирина Белышева. Она напомнила, что в сумму 2,5-3 млрд оценивался КамАЗ в рамках сделки с Daimler, а возможности Камского автозавода превышают возможности МАЗа «в разы». Как пояснил свою точку зрения Владимир Рожанковский, МАЗ — это стагнирующее предприятие, тогда как КамАЗ — достаточно привлекательный актив. У российского производителя большегрузных автомобилей имеется значительный объем ноу-хау и конструкторских разработок, КамАЗ активно работал на рынке и даже в худшие годы формировал сервисно-сбытовую сеть в СНГ, Северной Африке, Индии и других странах. По словам гендиректора российского автозавода Сергея Когогина, КамАЗ с помощью сделки с МАЗом может увеличить объем производства агрегатной базы, в частности, двигателей, коробок передач и мостов. Кстати, Чемезов отметил, что покупкой МАЗа интересуются также китайские компании. А гендиректор МАЗа Александр Боровский еще в конце прошлого года заявлял, что на покупку предприятия претендует не только КамАЗ, но и группа ГАЗ, а также итальянская Iveco и ряд венесуэльских компаний. По мнению Ирины Белышевой, если КамАЗу удастся приобрести МАЗ за адекватную цену, то эта сделка способна обеспечить российскому автозаводу хорошие перспективы дальнейшего развития и открывает возможность для унификации автомобилей семейств МАЗ и КамАЗ. В результате КамАЗ получит возможность в более сжатые сроки окупить дорогостоящую инвестпрограмму по обновлению производств компонентов, которая была запущена им как раз накануне кризиса. «Сбалансированная маркетинговая политика двух производителей позволит избежать непродуктивной конкуренции, ведь для обоих предприятий российский рынок является основным, здесь они продают более 70% продукции», — добавила аналитик. Владимир Рожанковский согласен с этими аргументами и также считает, что вероятность сделки в значительной степени упирается в цену МАЗа. Он считает, что если она будет не более 1 млрд долларов, то синергия «вполне возможна». Однако эксперт указывает на существенные политические и иные риски этой сделки. «Вероятная покупка МАЗа — это покупка отсталого предприятия без новых наработок в стране с высокими политическими рисками и не лучшим кредитным рейтингом. Представим, что КамАЗ, организовав СП или подразделение в Белоруссии, в какой-то момент захочет свернуть на нем убыточное производство и уволить часть персонала. Это сразу же вызовет энергичную реакцию Александра Лукашенко и спровоцирует противостояние между ним и Дмитрием Медведевым», — предупреждает Владимир Рожанковский. |