Центробанк волнует репутация банкиров

Центробанк волнует репутация банкиров

Поправки в закон «О банках и банковской деятельности», касающиеся качества репутации топ-менеджеров банка, находятся в финальной стадии согласования. Об этом передает РИА «Новости» со ссылкой на директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Центробанка Михаила Сухова.

Репутацией банковских служащих высшего звена Центробанк озабочен уже давно. Еще во время кризиса 1998 года ЦБ вносил в Думу поправки в закон «О банках и банковской деятельности», запрещающий топ-менеджеру банка в ранге президента и председателя правления банка занимать руководящие посты на финансовом рынке, если у «его» банка была отозвана лицензия. Но тогда у законодателей было много проблем и репутацией банкиров они так и не озаботились.

Михаил Сухов говорит, что в прошлом году ЦБ столкнулся с беспрецедентной по скорости операцией по скупке кредитных организаций с целью выведения из них активов. У пяти таких банков — Традо-Банка, Славянский Банка (оба — Москва), «Монетный Дом» (Челябинск), Донбанк (Ростов-на-Дону) и Уралфинпромбанк (Екатеринбург), которые связывают с именем бизнесмена Матвея Урина, регулятор отозвал лицензии. В случае с банком «Славянский» отзыв произошел через две недели после того, как банк остановил все платежи. В итоге Агентство по страхованию вкладов (АСВ) оценило объем выплат их вкладчикам почти в 11 млрд рублей.

«ЦБ должен получить право отказать в совершении сделки самому приобретателю или лицу, оказывающему косвенное влияние на банк», — сказал Сухов. Важно то, что критерии принятия решения регулятором будут определены законом, отметил он. «Принятие данных поправок позволит решить ряд проблем, возникших после отзыва лицензии у ряда банков в конце 2010 года», — уверен представитель ЦБ.

Не верю!

Надо сказать, что и сейчас кандидаты на должность руководителя банка — президента или председателя правления — проходят процедуру согласования в ЦБ. На это уходит до трех месяцев. Иногда ЦБ согласует и кандидатов на должности ключевых вице-президентов и главного бухгалтера.

Поэтому Банку России вполне под силу воспрепятствовать стремлению занять ключевые посты в менеджменте банков тем людям, которые вызывают у регулятора сомнение в благонадежности. Сейчас ЦБ ведет так называемый «черный список» банковских сотрудников, которым запрещено занимать руководящие посты в банках в течение пяти лет после банкротства банка, в котором они работали. В «черной базе» содержатся данные 3,18 тыс. человек по состоянию на 1 января этого года.

Иначе дело обстоит с собственниками — крупные сделки по покупке пакетов банков должна оценивать лишь ФАС, и то лишь с точки зрения отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

По словам Сухова, ЦБ хочет также иметь представление о компетенции каждого топ-менеджера банка, который назначается на согласуемые с регулятором позиции. «ЦБ предполагает получать информацию о полномочиях каждого руководителя банка. Это необходимо для оценки деловой репутации и понимания, за какие сферы деятельности отвечал тот или иной менеджер», — сказал директор департамента ЦБ.

Чаще всего вывод активов из кредитной организации возможен лишь по сговору менеджеров и собственника банка. «Если деятельность топ-менеджера не относилась к той, из-за которой банк был лишен лицензии, то мы можем согласовать его кандидатуру на руководящий пост в новом банке, не дожидаясь истечения пятилетнего периода», — добавил он.

ЦБ намерен сохранить действующие жесткие подходы к оценке финансового состояния инвесторов, приобретающих банки, а упрощать их только при публичном размещении акций, то есть на рыночных условиях.

«Особо подчеркну, что строгие правила контроля останутся и при первичном, и при последующих приобретениях акций банков. Мы столкнулись с тем, что банки были приобретены по нерыночным ценам, зачастую превышавшим реальную в несколько раз», — сказал Сухов.

Банки покупались в рассрочку: часть денег прежние владельцы получали сразу, а остальные — позже, причем средства выводились из самого приобретаемого банка. «Таким приобретателям неважно, по какой цене купить банк, они не имеют собственных средств и, соответственно, им нечего вкладывать в его развитие. А расчеты с прежними владельцами осуществляются за счет активов приобретаемого банка», — пояснил директор департамента ЦБ.

Так, в момент отзыва лицензий у Уралфинпромбанка и банка «Монетный Дом» ЦБ принял решение о применении крайней меры воздействия на банки в связи с неисполнением кредитными организациями федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность. Достаточность капитала банков упала ниже 2%, и размер собственных средств (капитала) снизился ниже минимального значения, что противоречит нормативным требованиям Банка России, предъявляемым к кредитным организациям.

Кроме того, в ЦБ подчеркивали, что «в связи с отсутствием отраженных в учете ценных бумаг кредитная организация фактически утратила собственные средства (капитал) и не обеспечивала своевременное исполнение обязательств перед кредиторами». «Руководители и акционеры банка не осуществили своевременных мер, направленных на восстановление его деятельности», — говорится в сообщении ЦБ. По данным Банка России, банком «Монетный Дом» также «отражались в учете фактически отсутствующие ценные бумаги и не создавались адекватные резервы на возможные потери по прочим активам, что привело к полной потере капитала и ликвидности». В ЦБ рассчитывают, что принятие поправок в закон обеспечит допуск на ключевые посты в банках только проверенных людей.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей