Ливийский лидер Мауаммар Каддафи, по сведениям WikiLeaks, имеет свой процент с каждого зарубежного контракта. Режим ливийского правителя Муаммара Каддафи кормит себя, соседей и друзей, обирая крупные международные компании, пишет газета El Pais со ссылкой на опубликованную на сайте WikiLeaks депешу экс-посла США в Ливии Джина Кретца, составленную в январе 2009 года. В 2008 году Джин Кретц стал первым послом США в Ливии за 36 лет. Из-за депеши о медсестре в январе этого года он был отозван на родину, где утверждали, что причина решения кроется не в деятельности WikiLeaks, а в обострившихся отношениях Вашингтона и Триполи. По мнению дипломата, ливийский режим является клептократией, которая существует за счет коррупции. Как утверждает Кретц, Каддафи контролирует все контракты на сумму свыше 200 млн долларов, которые заключаются с Ливией с зарубежными партнерами. В их числе называются Китай, Италия, Египет, Тунис, США, Великобритания, а также Россия. Контроль над сделками осуществляет ливийский Наблюдательный совет («Рикабе»), который распределяет «отчисления» сторонникам и родственникам Каддафи. Официально же эта организация должна заниматься проверкой происхождения перечисляемых средств и прошлое инвесторов. По словам Кретца, Триполи «интересует все, что заслуживает быть проданным или купленным». Россия активизировала партнерство с Ливией в 2008 году, когда российский премьер и экс-президент РФ Владимир Путин и Муаммар Каддафи обменялись государственными визитами, за чем последовал ряд заключенных контрактов — преимущественно в сфере оборонной промышленности. В частности, в середине 2008 года по итогам переговоров Путина и Каддафи был подписан контракт Ливии с РЖД на строительство участка железной дороги Сирт – Бенгази на 2,2 млрд евро. Около 300 млн долларов намеревался вложить «Газпром» в проект по добыче ливийского газа, а в 2008 году председатель правления российской газовой монополии Алексей Миллер предлагал Ливии закупать все объемы ее нефти, газа и сжиженного природного газа, отправляемые на экспорт. Кроме того, после апрельского визита Владимира Путина в Триполи Россия списала 4,6 млрд долларов ливийского долга. Одна из ведущих инжиниринговых компаний РФ в области строительства энергетических «Технопромэкспорт» (входит в ГК «Ростехнологии») в качестве генподрядчика реализует в Ливии проект, оцениваемый в СМИ в 600 млн долларов. В конце января 2010 года Россия и Ливия подписали в пятницу контракт на поставку вооружения, в том числе стрелкового, на 1,8 миллиарда долларов. Будут ли после обнародования депеши американского дипломата пересматриваться заключенные Россией и Ливией контракты, зависит от их содержания: «Именно они и устанавливают права и обязанности сторон, а имеющиеся международно-правовые источники не регулируют эту отрасль достаточно подробно», — говорит Павел Ларин, старший юрист компании «Налоговик». Если партнеры выбрали для регулирования российский закон (что вполне вероятно), то возможность изменить или расторгнуть имеющиеся договоренности определенно есть, предполагает эксперт. «Статья 451 Гражданского кодекса устанавливает, что существенное изменение обстоятельств (то есть такое изменение, зная о котором заранее стороны бы не стали заключать договор) является основанием для изменения условий контракта или же его расторжения, — напоминает юрист. — Теоретически, если бы одна сторона контракта знала, что его исполнение может повлечь нарушение закона, в частности, участие в коррупционных схемах, то это может послужить основанием для расторжения договора». В мировой практике действует так называемая «презумпция добросовестности», согласно которой все компании являются добросовестными и нарушать закон не хотят, если обратное не будет доказано, отмечает Павел Ларин из «Налоговика»: «Кстати, и во многих международно-коммерческих контрактах существует отдельное упоминание о случаях участия в коррупционных схемах (т.н. corruption practice), что дает основание одной стороне незамедлительно прекращать договор в одностороннем порядке без выплаты отступных или иных возможных штрафных санкций». «Возможно, в контрактах была какая-то заинтересованность семьи Каддафи, я этого не исключаю. Но это вообще одно из условий ведения бизнеса в подобного рода странах», — говорит Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы. — Технически сделки оформлялись, скорее всего, достаточно корректно. Даже если вопросы и возникнут, проверки вряд ли дадут какой-то результат». Есть вещи «пожестче и понеприятнее, которые уходят в никуда», говорит Минченко: «Например — история с закупками автомобилей Mercedes для российских госструктур. Это история гораздо более жесткая и горячая, которая, по состоянию на данный момент, закончилась ничем». |