Путин заинтересовался ценами на бензин

Путин заинтересовался ценами на бензин Владимир Путин взялся за цены на топливо: он предложил ФАС провести проверку, раскритиковал нефтяные комании и предложил создать биржу.

«Даю поручение ФАС незамедлительно начинать антимонопольное расследование по любым фактам завышения цен на топливо», — заявил 9 февраля глава правительства. По его словам, Минэнерго и другие ведомства сейчас ведут работу по стабилизации рынка моторного топлива, однако чтобы навести порядок, действовать нужно «более активно».

Как отмечает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко, рост цен на бензин неудивителен: цены на нефть растут, и, соответственно, растут цены на бензин. Подорожание топлива также связано со структурой и особенностями функционирования рынка моторных топлив в России, хотя большой вклад в процесс подорожания вносят и внешние факторы, и инфляция.

Впрочем, аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова считает, что ценообразование у нас носит не вполне рыночный, а, скорее, олигопольный характер — то есть определяется отнюдь не только соотношением спроса и предложения. Поэтому рост цен на нефть и приводит к тому, что дорожают все производные из нее продукты, в том числе бензин.

Как прогнозирует Анна Анненкова, по опыту прошлых лет можно предполагать, что даже если ФАС и надавит на вертикально-интегрированные компании, то через некоторое время они примутся за старое, и рост цен продолжится. Просто компании будут повышать цены постепенно, с оглядкой на ФАС, чтобы не нарваться на штрафы.

В свою очередь, начальник аналитического отдела ИК «Баррель» Сергей Юров не верит в эффективность будущих проверок антимонопольной службы. «Понятно, почему именно сейчас глава правительства обеспокоился этой темой: во-первых, посевная на носу, а во-вторых, наряду с подорожанием бензина произошел резкий рост цен на солярку, на которой работает вся сельхозтехника и значительная часть перевозчиков, — комментирует аналитик. — Конечно, рост цен на моторное топливо — это плохо, так как удорожает транспортную составляющую и усиливает инфляцию. Но у ФАС сейчас руки связаны, так как нефть растет уже несколько месяцев без всякой коррекции, и поэтому бензин и не может дешеветь»

В среду Владимир Путин раскритиковал «Газпром нефть» и ТНК-ВР за отказ снижать цены на топливо. Он предложил ввести регистрацию всех сделок с нефтью и нефтепродуктами на бирже, а в перспективе, возможно, создать биржевой комитет.

«Теперь регистрироваться на бирже будут не только сделки, проходящие через биржевую площадку, но и внебиржевые сделки с нефтью и нефтепродуктами, в том числе и долгосрочные контракты», — приводит слова премьера Прайм-ТАСС.

Как стало известно в среду вечером, ФАС уже приняла решение о возбуждении дел в отношении трех крупнейших российских нефтяных компаний — ОАО «Газпром Нефть», ЛУКОЙЛ, ОАО «НК «Роснефть» — по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

Сергей Юров вины нефтяных компаний в быстром росте цен на заправках не видит. Он напомнил, что за четыре последних месяца нефть подорожала примерно на 30%, тогда как бензин не более чем на 10%, что не так уж и много.

При этом ФАС при проверках ценообразования на бензин и дизтопливо пользуется определенной формулой расчета их стоимости, значения в которой зависят от цены на нефть и других параметров. «Хотя эти расчеты ФАС и нефтяники могут интерпретировать по-разному, вряд ли, учитывая такое сильное подорожание нефти, нефтяники сильно отступили от этой формулы», —рассуждает Сергей Юров в беседе.

К тому же с каждой тонны экспортной нефти нефтяные компании платят 48 долларов пошлины, а также НДПИ. «При средней цене сорта Urals в 89 долларов, пошлина и НДПИ забирают 66 долларов. Из оставшихся 30 с небольшим долларов надо вычесть среднюю себестоимость добычи (не менее 10 долларов) и другие расходы», — подсчитал Сергей Юров.

Плюс следует учитывать, что нефтетрейдеры берут нефть у производителей с дисконтом. Например, в компании Gunvor, которая переваливает на западные рынки 30% российской нефти, подтверждали, что оставляют себе с этой операции 10 долларов. «Самим нефтяникам остается не так уж и много, в районе 10 долларов», — делает вывод эксперт.

В стремительном росте цен на бензин Юров не винит ни НПЗ, ни продавцов на АЗС. При этом он считает, что ФАС в обязательном порядке следует проверить на предмет ценового сговора регионы, где доля одного продавца превышает 30%, а также исследовать особенности ценообразования в цепи опт – розница.

Но вряд ли, учитывая конъюнктуру нефтяных цен, эти усилия выявят существенные нарушения правил рыночного ценообразования, полагает аналитик.

Сергей Юров предположил, что быстрое подорожание солярки связано с тем, что производители решили направить на экспорт большие объемы этого вида топлива. Это тем более вероятно, что солярка — единственный из всех вид светлых нефтепродуктов, который пользуется спросом за рубежом, тогда как отечественный бензин без дополнительной доработки за границей никому не нужен из-за своего низкого качества, говорит он. Но даже если это и так, то никаких нарушений в стремлении компаний экспортировать большие объемы дизтоплива, нет.

«Если бы были какие-то нарушения, то ФАС давно бы начала действовать. Но пока не будет коррекции на нефтяных рынках, ФАС мало, что может сделать. А вот если такая коррекция (хотя бы 10% ) произойдет, а цены на заправках останутся на прежнем уровне, то тогда антимонопольная служба уже сможет предъявить серьезные аргументы производителям и продавцам бензина и солярки», — заключил Сергей Юров.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей