Стратегические предприятия хотят защитить от банкротства. Законопроект, подготовленный Минэкономразвития, внесен в Госдуму. Он вносит изменения в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об исполнительном производстве» и ставит своей целью корректировку условий банкротства стратегических предприятий. Всего в России действует около 1,2 тысяч стратегических предприятий, уточняла ранее глава ведомства Эльвира Набиуллина. Закон о банкротстве распространялся и на компании, включенные в список приватизации — на данный момент их 187. О необходимости изменений условий банкротства этих предприятий заговорили еще в прошлом году — теперь решение по законопроекту должен вынести профильный комитет по собственности. Глава комитета Виктор Плескачевский сегодня не был доступен для комментариев. Законопроект усложняет процедуру банкротства стратегических предприятий, а в ряде случаев делает ее просто невозможной, рассказал председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский, изучивший документ. В законопроекте речь идет об отказе (в случае со стратегическими предприятиями) от действующей в России с 1998 года системе банкротства на основе неплатежеспособности. Напомним, по действующему законодательству начать процесс о признании банкротом юрлица можно уже в том случае, если предприятие в течение трех месяцев не исполняет свои обязательства, в том числе по выплатам. В случае со стратегическими предприятиями этот срок измеряется шестью месяцами. Если законопроект будет принят, к стратегическим предприятиям будет применяться принцип неоплатности. «Этот принцип действовал с 1992 года. По нему кредитор должен был доказать, что активов компании не достаточно для того, чтобы она расплатилась по долгам со всеми кредиторами. Суд должен был проанализировать структуру активов и обязательств, в том числе дебиторскую задолженность, и вынести решение. Кредитору доказать неоплатность в ряде случаев практически невозможно», — говорит Олевинский. При этом, уточняет он, в случае с дебиторской задолженностью оборонных предприятий, как правило, речь идет о долге федерального бюджета по госзаказу. С принятием законопроекта стратегическую компанию не смогут признать банкротом в случае, если размер требований кредиторов в совокупности не превышает стоимости имущества, не входящего в состав единого производственно-технологического комплекса должника, и прав требования стратегической организации. Изменится и сама сумма долга, после которого может начаться производство по делу о банкротстве. Она увеличивается в 10 раз — с 500 тысяч до 5 млн рублей. Законодатели считают, что это усложнит возможность преднамеренного банкротства. Впрочем, глава компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян уверен в том, что такое повышение ценза не станет серьезным барьером для желающих обанкротить предприятие. «В случае со стратегическими предприятиями их обязательства измеряются гораздо большими суммами», — объясняет он. Также законопроект предполагает преимущественное право покупки имущества предприятия государством, в случае если оно признается банкротом. «Кредиторы, впрочем, также могут получить имущество предприятия. Но и здесь нужно учитывать, что исполнительное производство в отношении должников может вестись годами. Положение кредиторов действительно ухудшается», — констатирует Микаелян. Эльвира Набиуллина признает: законодательство, с одной стороны, в большей степени защищает стратегические предприятия. Но при этом министр оговаривается: поправки «не препятствуют их участию [стратегических предприятий] в нормальном хозяйственном обороте». Под защиту законопроекта теоретически может попасть четверть предприятий военно-промышленного комплекса, считает Агван Микаелян: «Каждое четвертое предприятие ВПК находится в неустойчивом финансовом положении. Особенно это касается приборостроительных и машиностроительных предприятий комплекса. Значительная часть предприятий входят в состав Ростехнологий». Эдуард Олевинский считает, что речь может идти примерно о 100 стратегических предприятиях, которые находятся в предбанкротном состоянии. А основным кредитором стратегических предприятий до сих пор остается государство, признает Олевинский. «А потому ухудшение условий для возврата средств кредиторов — это фактически внутригосударственное дело, практически не касающееся частного предпринимательства», — говорит он. В январе этого года правительство одобрило поправки, которые позволяют гасить кредиторскую задолженность стратегических предприятий за счет взносов государства в уставный капитал таких компаний. |