В течение последних дней государственный оператор магистральных нефтепроводов России «Транснефть» и ОАО «Новороссийский морской торговый порт» совместно с представителями группы «Сумма» провели ряд рабочих встреч. На них рассматривались вопросы управления Новороссийским портом. Об этом говорится в сообщении пресс-службы «Транснефти». Консультации прошли в конструктивном русле, подчеркивают в государственной компании. Во время переговоров были согласованы практические шаги по оптимизации схемы управления портом. Принято решение провести в середине марта 2013 года заседание совета директоров НМТП. На нем, в частности, будут обсуждаться вопросы избрания нового председателя совета директоров НМТП и дальнейшего развития нефтерайона «Шесхарис». «Вопрос о смене менеджмента ОАО «НМТП» на совет директоров выноситься не будет», — подчеркивают в «Транснефти». Представители группы «Сумма» и «Транснефти» планируют совместно голосовать за избрание первого вице-президента «Транснефти» Максима Гришанина председателем совета директоров НМТП, следует из сообщения. Вопрос о смене руководства НМТП подняла «Транснефть». О том, что компания настаивает на обновлении руководства порта, 18 февраля заявил Гришанин. «Мы считаем, что менеджмент не справился с теми задачами, которые перед ним стоят», — подчеркнул Гришанин. «Транснефть» вынесет вопрос об отставке руководства НМТП на рассмотрение советом директоров, добавил глава госкомпании. В ответ на вопрос, есть ли у «Транснефти» кандидат в руководители порта, Гришанин сказал: «Пока нет, но мы думаем над этим вопросом, ищем эксперта не хуже, чем Радо Антолович [нынешний гендиректор НМТП]. Я думаю, что он в мире не единственный». Радо Антолович был избран гендиректором НМТП в июле 2012 года. До этого он работал в НМТП в качестве временного гендиректора (с апреля 2011 года). Гришанин перечислил претензии, которые накопились у трубопроводной монополии к менеджменту порта. «Транснефть» считает неудовлетворительным состояние инфраструктуры порта, которая используется для перевалки нефти и нефтепродуктов. Руководство НМТП, по словам Гришанина, не исполнило согласованную в июне 2012 года инвестиционную программу порта и не представило отчет по этому вопросу в декабре прошлого года. В «Транснефти» недовольны также принципом организации перевозки грузов. «Когда экспедитор и грузовладелец — одно и то же лицо, этого нам понять непросто. Как результат, грузовладельцы — реальные компании — уходят из Новороссийска в другие порты», — сообщил прессе Гришанин. «Транснефть» с неудовольствием, как дал понять Гришанин, наблюдает за ростом дивидендных выплат в некоторых дочерних предприятиях НМТП в условиях сокращения прибыльности этих «дочек». «Снижение чистой прибыли в дочерних предприятиях и увеличение расходов на дивиденды — это тоже вызывает у нас вопрос», — сказал Гришанин, добавив, что общая доля этих «дочек» в выручке группы составляет около 50%. НМТП в 2014 году может быть не в состоянии обслуживать свой долг, предупредил Гришанин. Долговую нагрузку порта топ-менеджер назвал высокой; по его данным, чистый долг НМТП составляет 1,9 млрд долларов. В 2013 году порт должен выплатить 95 млн долларов, в 2014 году — уже 584 млн долларов, подчеркнул первый вице-президент «Транснефти». «При той положительной динамике, которую порт показывает, у нас есть сомнения, что в 2014 году группа сможет обслуживать долг», — сказал он. НМТП — крупнейший в России и третий в Европе портовый оператор по объему грузооборота — принадлежит офшору Novoport Holding Limited (50,1%), Росимуществу (20%) и РЖД (5%). Остальные акции находятся в свободном обращении. Novoport Holding Limited контролируется группой «Сумма» (управляет портом) Зиявудина Магомедова на паритетных началах с «Транснефтью». «Сумма» и «Транснефть» получили контроль над НМТП приблизительно за 2 млрд долларов в апреле 2011 года. Год спустя «Роснефть» и «Транснефть» направили письмо Владимиру Путину с просьбой поддержать предложение о приватизации 20-процентного госпакета акций НМТП в пользу «Роснефти».
|