Фото: ИТАР-ТАСС Пилоты в России зарабатывают слишком много, а нехватка персонала мешает авиакомпаниям развиваться, считают европейские эксперты. Они советуют приглашать на работу иностранных специалистов, однако перевозчики считают, что проблему это вряд ли решит: платить им, скорее всего, придется еще больше, так как недостаток пилотов ощущается не только в нашей стране. О том, как дефицит кадров летного состава мешает развитию российских авиакомпаний, рассказала в интервью BFM.ru генеральный директор прибалтийской компании AviationCV, специализирующейся на трудоустройстве авиаперсонала, Скайсте Книзайте: «Больше пилотов — больше рейсов. Авиакомпании могли бы развивать маршрутную сеть, открывать новые направления, наращивать пассажиропоток, что, несомненно, благотворно сказалось бы на их доходах». AviationCV является единственной в Восточной Европе и Прибалтике компанией, предоставляющей услуги по краткосрочной и долгосрочной аренде экипажей и авиационных технических специалистов, а также услуги по подготовке и переподготовке летного состава, повышению квалификации и т. д. При этом зарплаты пилотов в России, по словам Книзайте — непозволительно высокие, намного выше, чем в Европе. Поэтому авиакомпании вынуждены переманивать пилотов друг у друга, создавая для них более выгодные условия работы и повышая финансовое вознаграждение, что, считает Книзайте, «не лучшим образом сказывается на финансовом положении перевозчиков». Решать проблему в AviationCV предлагают за счет привлечения иностранных специалистов. Этот вопрос уже давно обсуждается в России. По словам экспертов, это позволит экономить на зарплате авиаперсонала. Причем Книзайте уверена, что пилоты от этого только выиграют — нагрузка на них заметно снизится, а уровень профессионализма вырастет: «Допуск иностранцев будет способствовать росту конкуренции на рынке труда, повысится качество работы пилотов, а авиакомпании смогут несколько оптимизировать свои ресурсы и снять чрезмерную нагрузку на текущий летный состав». По оценке компании, России в настоящее время не хватает порядка 1000 пилотов и дефицит будет расти. «Отечественные авиационные учебные заведения не успевают готовить необходимое количество специалистов. Сотни пилотов каждый год уходят на пенсию», —объясняет свои опасения Книзайте. Дефицит пилотов — общемировая тенденция Кстати, нехватка пилотов — не только Российская беда. Проблема приобретает общемировой размах. К такому выводу пришли представители ведущих американских авиакомпаний, обсуждая кадровые проблемы мировой авиации в рамках саммита в Аэронавигационном университете Эмбри и Ридла (Embry-Riddle Aeronautical University), специализирующемся на обучении пилотов гражданской авиации. Эксперты подсчитали, что в ближайшие 20 лет мировой авиации понадобятся более 450 тысяч пилотов и 600 тысяч человек технического персонала. А вступление в следующем году более жестких правил и старение летного персонала еще больше усугубят ситуацию в будущем. В компании Aviation CV рассказали BFM.ru, в частности, о проблеме нехватки пилотов в Азиатских странах: «Там многие страны уже либерализовали свое законодательство в отношении иностранных специалистов. Но практика показывает, что допуск иностранных пилотов на рынок — не панацея. Например, в том же Китае, где авиационный рынок растет самыми быстрыми в мире темпами, местные перевозчики прямо заявляют, что вынуждены усмирять свои планы по развитию, поскольку новые самолеты просто некому пилотировать» — говорит Скайсте Книзайте. Далеко не каждый опытный пилот готов переехать в другую страну, тем более в страну с совершенно другой культурой. Есть у Китая и специфическая проблема — азиатские авиакомпании активно закупают новые самолеты, но на каждый Boeing 737, совершающий ближнее— и средне-магистральные рейсы, нужно 6-8 пилотов (не говоря уже о дальнемагистральных Airbus А380 и Boeing 747). Но найти необходимое количество опытных летчиков не так-то и просто. Пилоты из СНГ рвутся в Россию Между тем, российские авиакомпании не против брать на работу иностранцев. Для них не важно, какой национальности сотрудник, главное, чтобы он имел соответствующую квалификацию. «Мы будем рады, если иностранным пилотам разрешат работать в России. Не могу сказать, что нам нужны именно иностранные пилоты, а российские не нужны. Просто у российских авиакомпаний будет значительно больший выбор», — говорит пресс-секретарь авиакомпании «ЮТэйр» Елена Галанова. Как такового недостатка пилотов сейчас нет, объясняет Галанова, но с расширением парка появится необходимость не только в новых кадрах, но и в переквалификации пилотов на другие типы ВС. Опыт работы с пилотами-иностранцами в «ЮТэйр» оценивают положительно — они работают в вертолетных подразделениях компании за рубежом. «Нельзя сказать, что их много. Поэтому приходится использовать российских летчиков и на направлениях в Южную Африку, и в Перу. Но и на местах уже появляются хорошие пилоты, мы их там отсматриваем, привозим в Тюмень, обучаем на тренажерах, они получают все необходимые сертификаты, начинают летать и работают хорошо», — рассказала пресс-секретарь компании. При этом в авиакомпании считают, что пилоту-иностранцу придется платить даже больше, так как нужно будет обеспечить его пребывание в России. А интерес к российским авиакомпаниям, скорее всего, в первую очередь проявят пилоты из стран СНГ со знанием русского языка: «У нас достаточно много запросов на работу от пилотов из СНГ. Это пилоты, которые летают или летали в нормальных авиакомпаниях. Они говорят по-русски, прекрасно по-английски, у них хороший налет, все сертификаты, и они коммерческие пилоты с большим опытом. Иностранные пилоты, приходя в российские авиакомпании, обязаны будут соответствовать нормам российского законодательства». Российские пилоты против коллег-гастарбайтеров Тем временем категорически против коллег-иностранцев выступают сами летчики. «В очередной раз собственники компаний преследуют личную сиюминутную выгоду узкой группы лиц в ущерб интересам страны, — возмутился в беседе с BFM.ru член президиума Профсоюза летного состава России Рюстем Завгаров. — Совсем недавно они заявляли, что летчики им не нужны (за забором очередь стоит), цинично и бесцеремонно уничтожили авиакомпании «AirUnion», Дальавиа, КДавиа, «Самара» и другие, выбросив на улицу массу квалифицированных специалистов». Кстати, в профсоюзе иностранных пилотов именуют не иначе как гастарбайтерами. Рюстем Завгаров считает, что из-за иностранных пилотов может снизиться уровень безопасности авиаперевозок: «Это вызовет определенную психологическую напряженность в коллективах, что прямо влияет на безопасность полетов. Придут далеко не самые квалифицированные, так как только в нескольких крупнейших авиакомпаниях высокие зарплаты и условия туда, сравнимые с зарплатами в западных компаниях. В региональной авиации зарплаты нищенские, а условия труда вообще кое-где первобытные». В профсоюзе считают, что при правильной государственной поддержке и проведении профориентации молодежи на технические специальности в короткие сроки можно выучить своих собственных пилотов. По словам Завгарова, инфраструктура авиационного образования пока еще сохранилась. Но на порядок выше должны быть оплата труда, финансирование учебного процесса и оборудования.
Андрей 18 ноября 14:57 "Европейские эксперты считают, что российские пилоты зарабатывают слишком много..." - А много - это сколько? Где цифры-факты? - И пусть эти "эксперты" сами ежедневно полетают на авиахламе, что у нас на линиях работает! Ответить Ссылка
или авторизоваться, или войти при помощи Connect
|