Фото: sakhalin1.ru Госкорпорации ополчились на либеральные инициативы правительства: «Газпром» и «Роснефть» консолидировано выступили против допуска частника к работе на российском шельфе. Глава «Газпрома» Алексей Миллер и глава «Роснефти» Игорь Сечин направили президенту Владимиру Путину письмо, в котором выразили озабоченность планами «либерализации доступа к шельфовым месторождениям». Как отмечается в документе, Минприроды внесло в правительство недоработанные нормативные акты, что нанесет прямой ущерб «Газпрому» и «Роснефти», и, соответственно, государственным интересам. О том, насколько критична ситуация для госмонополий, в интервью Business FM рассказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Можно ли реально говорить о либерализации доступа к шельфу? –– Ситуация давно находится в этой фазе. Частные компании сразу после формирования нового правительства выступили с инициативой либерализации доступа к шельфу, и правительство их в этом поддержало. Вице-премьер Аркадий Дворкович, который курирует шельф, и Игорь Шувалов намеками и прямо выражали свою готовность смотреть варианты либерализации доступа к шельфу. Президент тоже призывал к тому, чтобы более активно допускать частные компании. В ответ «Роснефть» предложила частным российским компаниям входить в проекты на условиях иностранных компаний. Получается не вполне либерализация. Еще в 2008 году был принят закон об иностранных инвестициях в стратегической отрасли и поправки к закону о шельфе. По этим законам известно, что «Роснефть» и «Газпром» обладают монополией на получение шельфовых лицензий. Все шельфовые проекты признаны стратегическими, и получить лицензии могут только «Газпром» и «Роснефть». Конечно, они свою территорию обороняют. –– В письме «Газпром» и «Роснефть» ссылаются на ущерб не только им, но и государственным интересам. В чем состоит этот ущерб? –– Речь идет о том, что госкомпании представляют интересы государства, платят дивиденды в бюджет. Госкомпании в большей степени могут соответствовать государственной политике в области шельфа. Они позиционируют себя так, что у них больше опыта в этих проектах. Не секрет, что для добычи в Арктике нужны масштабные партнерские проекты в судостроении. Государство говорит: финансируйте российские предприятия — госкомпании финансируют. Их проще контролировать. Правда, у частных компаний тоже есть набор аргументов. –– «Интерфакс» распространил информацию, со ссылкой на некие документы, что якобы Путин отчитал правительство за затягивание выдачи «Роснефти» и «Газпрому» новых лицензий на разработку шельфа. По данным агентства, вице-премьер Дворкович недоволен, что у госкомпании так много лицензий. В данном конфликте кто выйдет победителем? –– Госкомпания. И эта история может быть связана с теми процессами, которые сейчас идут в нефтянке. Например, ситуация между «Роснефтью» и ТНК-ВР. Частные компании говорят о том, что очень медленно развиваются непосредственно проекты. А госкомпании говорят, что, наоборот, они сейчас подписывают массу соглашений с иностранными компаниями, и иностранные компании должны придать динамику этому процессу. Путин заинтересован в этом процессе, и я не исключаю, что сразу же за передачей новых лицензий будут создаваться новые совместные предприятия с иностранными компаниями по шельфу. Схема будет заключаться в том, что либерализация будет ограниченной. Частные компании допустят к геологоразведке согласно планам Минприроды, но при этом «Роснефть» и «Газпром» получат наиболее интересные лицензии на шельфе. –– Главная проблема освоения шельфа — это очень дорого. А ситуация на мировом рынке нефти и газа до конца не ясна. Смогут ли «Роснефть» и «Газпром» освоить эти лицензии, особенно, если учесть, что «Роснефть» собирается сейчас покупать ТНК-ВР? –– Я об этом и говорил, что мы вам — долю в проектах, а вы ищите деньги на первый этап. Посмотрите внимательно условия всех соглашений, они написаны под копирку: мы передаем долю в проектах, компания западная получает возможность поставить эти запасы на баланс, но первый этап геологоразведочных работ финансируется иностранными компаниями. В этом плане, на первичном этапе нефтяные компании попытаются переложить эту финансовую ответственность на иностранных партнеров. В плюс к этому, не забывайте, что сейчас рассматривается новый налоговый режим на шельфе, он очень льготный, согласно планам. Плюс, государство готово профинансировать инфраструктуру судостроения и так далее. Поэтому госкомпании, конечно, переложат финансовую ответственность на иностранцев и на государство тоже. –– Иначе говоря, мы вас подпустим под нашим контролем, если вы нам дадите деньги и технологии? –– В общем, да. Но иностранные компании согласятся на это: супер–комфортных мест для инвестиций уже нет.
|