Фото: АР В понедельник, в 4:35 по московскому времени, с мыса Канаверал стартовал частный космический грузовик Dragon. Это первый коммерческий рейс к МКС: стыковка запланирована на среду. В том, что Dragon окупится, сомнений практически нет. А создатель корабля — компания SpaceX миллиардера Элона Маска — уверен, что примерно после шести полетов проект начнет приносить прибыль. Общая стоимость проекта составила около 1,2 млрд долларов. Часть этой суммы —390 млн долларов — предоставило NASA. Элон Маск вложил в проект 100 млн долларов. Академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (РАКЦ) Александр Железняков рассказал Business FM: «Сейчас NASA заключила контракт с компанией Space X на 12 полетов по доставке грузов на МКС. Этот контракт оценивается в 1,6 млрд долларов, то есть за каждый полет чуть больше 100 млн долларов агентство платит Space X. Учитывая, что затраты на создание корабля, по сравнению с теми машинами, которые создавались непосредственно в NASA, гораздо ниже (это частная компания, они считали очень скрупулезно свои деньги). Поэтому можно говорить о том, что сам корабль к середине эксплуатации начнет себя окупать и приносить какую-то прибыль» Пока что Dragon разработан только в грузовом варианте, везет на МКС оборудование, еду и предметы гигиены. В дальнейшем компания планирует создать пилотируемый корабль, которой будет доставлять астронавтов на МКС. Лет через пять, возможно, станет возить космических туристов. Причем можно предположить, что эта услуга будет стоить дешевле, чем на корабле «Союз». Во- первых, Dragon будет семиместным: то есть два места займут астронавты, остальные будут заняты пассажирами. Это неплохая вместимость для туристического челнока. Во- вторых, в условиях конкуренции (а в том, что на будет, никто не сомневается) Dragon не станет повышать цены. Правда, любой желающий не сможет поучаствовать в увлекательном туре. Некоторые ограничения останутся неизменными, считает бывший пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов: «Конечно, больной человек или очень пожилой улететь не сможет. И поэтому ограничения будут: в первую очередь, по здоровью. Вполне вероятно, что первые полеты могут быть с каким-то демпингом, для того чтобы привлечь коммерческих туристов. Но демпинг не может быть вечным, потому что себе в убыток никакая компания работать не будет». Полет первого космического туриста Денниса Тито в 2001 году стоил 20 млн долларов. После этого стоимость коммерческих полетов выросла примерно до 35 млн. Так что каков бы ни был дисконт, вряд ли Dragon сделает полеты в космос общедоступными. Однако появление Dragon заставит российских ученых и производственников задуматься о будущем: появление коммерческого грузовика — серьезный вызов «Прогрессу», а планы по доставке людей на орбиту — «Союзам».
|