Фото: Григорий Собченко/BFM.ru В России социально ответственный бизнес принято считать чем-то «добровольно принудительным», что исходит, скорее, сверху. Книга «Оставь свой след» — о создании компании, которая извлекает прибыль из благотворительной деятельности. В России книга вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Повествование в ней ведется от лица автора — американского предпринимателя Блейка Майкоски, который в 2006 году в 29-летнем возрасте решил создать компанию, которая бы помогала решать социальные проблемы. Но при этом осуществлять благотворительную миссию не простыми перечислениями денег, а за счет своей основной деятельности. Эта идея пришла к нему во время путешествия по Аргентине, где он обнаружил, что детям в этой стране, особенно в бедных кварталах, не хватает обуви. Многие были вынуждены ходить босиком. Так он решил, что будет выпускать национальную обувь этой страны — альпаргату, адаптированную к вкусам американцев, но одну пару продавать, а вторую — отдавать бесплатно. Название для компании нашлось почти сразу. TOMS. Это не имя, это слоган Tommorow Shoes «обувь завтрашнего дня». Так Майкоски хотел пообещать: завтра будет лучше. American Rag — первый магазин, который согласился взять обувь TOMS на реализацию. Сделал он это потому, что парусиновые тапки показались закупщику больше, чем просто обувью. Это был проект-история. Это же понял и обозреватель моды Los Angeles Times Бут Мор, который пообещал написать статью про нового производителя. Майкоски тем временем создал сайт TOMS и настроил SMS-уведомления о новых заказах. Однажды он проснулся от того, что его телефон вибрировал без остановки. После выхода статьи в Los Angeles Times TOMS почти сразу получил 900 заказов от покупателей, а к концу дня их было уже 2 тысячи. Проектом заинтересовался Vogue, который поместил тапки TOMS за 40 долларов рядом с Manolo Blahnik, что стоили в десятки раз дороже. В то время головной офис TOMS по-прежнему находился в съемной квартире Майкоски, а помимо основателя в компании работали еще три стажера. В первое лето компания продала 10 тысяч пар обуви. И впервые отправилась в Аргентину, раздавать обувь детям. При раздаче дети выстраивались в очередь согласно размеру обуви. Бизнесмены старались действовать по-деловому, но ни у кого не получалось: все плакали. К 2011 году дети получили бесплатно более 1 млн пар обуви. После чего по такому же принципу TOMS организовала продажу очков — человек покупает одну пару, а вторая отправляется нуждающемуся. Если не нужны очки, TOMS может предложить бесплатную проверку зрения или профинансировать операцию. С момента создания компании прошло шесть лет. В июне этого года американский журнал Forbes включил Майкоски и его TOMS Shoes в список шести предпринимателей, которые построили бизнес на социальных инициативах. Билл Гейтс, основатель Microsoft и № 2 в списке богатейших бизнесменов планеты по версии Forbes упомянул о Майкоски и его проекте в своей статье How to fix Capitalism в журнале Time. В этой книге Майкоски описывает принципы построения бизнеса, основанного на филантропии. Их он подробно и обстоятельно, но без занудства излагает. На своем примере и на примере других социальных бизнес-проектов. В частности, он советует делать бизнес, основанный именно на истории. Она пробуждает эмоции, которые укрепляют связи. Пока информация о том или ином товаре или продукте не станет привлекать покупателя эмоционально, он вряд ли будет иметь большой успех. Майкоски советует действовать вопреки страхам. А также почаще обращаться к труду стажеров: энтузиасты, работающие над проектом, придадут бизнесмену уверенности в себе. Он уверяет, что изобретательность важнее ресурсов. И советует не брезговать бесплатными идеями. В книге он приводит список на трех листах из бесплатных сетевых проектов, которые могут помочь начинающему предпринимателю во всем, начиная от веб-дизайна, заканчивая пиаром и бесплатным сервисом для организации конференц-связи. Еще один совет от миллионера — быть проще и владеть только самым необходимым. Лучший способ не обременять себя лишним — пользоваться арендованным. Также он советует в благотворительных проектах участвовать не только деньгами. Как вариант, можно предложить свои профессиональные услуги. Отдавайте сейчас, ведь это лучше, чем принимать, уверен Майкоски.
|