«Щелкунчик» — один из редких праздничных фильмов, который может заставить детей кричать под их сиденьями, писало издание The Independent. Церемония вручения премии «Золотая малина» ежегодно проходит в Лос-Анджелесе в Barnsdall Gallery Theatre в ночь перед «Оскаром». Но в отличие от премии «Оскар» (статуэтки вручат 27 февраля) или «Золотого глобуса» (награды были вручены 16 января) эта антипремия вручается за самые сомнительные достижения в кино. Награда — покрытая золотой краской пластмассовая малина на постаменте. Стоимость приза — около 5 долларов. В этом году среди претендентов на получение «Золотой малины» — российский проект «Щелкунчик и Крысиный король 3D» режиссера Андрея Кончаловского, «Повелитель стихий» М. Найта Шьямалана, картина «Кошки против собак: месть Кити Галор», «Битва титанов» Луи Летерье и «Пила 3D» Кевина Гротерта. Отдавая дань моде, организаторы 31-й церемонии вручения антипремии учредили новую номинацию — за злоупотребление форматом 3D. Шансы на получение «малины» у всех претендентов примерно равны, считает кинокритик Антон Долин. «Всех претендентов объединяет одинаковое равнодушие к потребностям зрителя и неумение осмысленно пользоваться довольно специфической техникой 3D», — говорит он BFM.ru. Представители продюсерского центра Андрея Кончаловского сегодня были недоступны для комментариев. В компании «Централпартнершип» (прокатчик фильма) отказались от комментариев, уточнив, что со всеми вопросами по проекту нужно «обращаться к производителям картины». Перевод «Щелкунчика» в 3D и продвижение картины обошлись ВЭБу в 11 млн долларов «Щелкунчик» Андрея Кончаловского изначально не задумывался как проект 3D. Фильм был снят в привычном формате, а затем был переведен в новомодный. Зачастую такой перевод приводит к потере качества, говорит BFM.ru киновед, председатель ученого совета Российского института культурологии Кирилл Разлогов. «В проектах 3D специально продумываются сцены и эпизоды, где бы этот эффект был бы уместен. Но «Щелкунчик» — это другая история», — говорит он. Перевод картины в 3D обошелся создателям «Щелкунчика» в 11 млн долларов. Эти средства в качестве спонсорской помощи выделил Внешэкономбанк. ВЭБ, напомним, стал и основным кредитором проекта Кончаловского. Банк выдал на производство фильма коммерческий кредит в размере 50 млн долларов (условия выдачи не раскрываются). Проект Кончаловского получил самую крупную финансовую поддержку в истории российского кино. До этого Никита Михалков также получил финансовую поддержку госбанков — ВЭБа и ВТБ — на вторую часть «Утомленных солнцем». Блогер BFM.ru Михаил Бергер ранее называл такую щедрость госбанков «безрассудной». Оба эти фильма не окупились в прокате. Так, «Утомленные солнцем-2» заработали около 7,5 млн долларов при бюджете примерно в 42 млн долларов. «Щелкунчик» перед российской премьерой, которая состоялась 1 января 2011 года, вышел в североамериканский прокат и, заработав около 195 тысяч долларов за четыре недели, был снят с проката. При этом картина получила крайне негативные отзывы западных критиков. «Фильм стоит 90 млн долларов и собрал еще 300 тысяч по всему миру, что сделало его самым провальным проектом за все время», писал The Huffington Post. Роджер Эберт, кажется, был шокирован тем, что крысы в фильме были одеты в фашистскую униформу. «Щелкунчик — один из редких праздничных фильмов, который может заставить детей кричать под их сиденьями», — писало издание The Independent и добавляло, что Кончаловский подтвердил, что был изумлен «ядом кинокритики». В России лента заработала около 13,5 млн долларов, из них 12,2 млн долларов — за время новогодних каникул. Чтобы проект стал прибыльным для продюсеров, с учетом того, что они должны отдать часть средств прокатчикам и кинотеатрам, сборы «Щелкунчика» в прокате должны были составить около 225 млн долларов, посчитал Кирилл Разлогов. Если премия «Золотая малина» достанется «Щелкунчику», вряд ли это как-то уже повлияет на сборы картины. Премия не является столь значимым событием в мире кино, как «Оскар» или «Золотой глобус», говорит Кирилл Разлогов, называя церемонию «Золотой малины» «местечковым мероприятием». «На сборы это никак не повлияет: в Штатах фильм давно снят с проката из-за неприбыльности, а в России, хотя собрал заметно больше, тоже быстро потерял популярность», — считает Антон Долин. Уже во второй уикенд проката сборы упали на 83%, указывает «Бюллетень кинопрокатчика». |