Россия намерена закрепить свой статус в качестве главного поставщика дизельного топлива в Европе и в следующем году планирует нарастить экспорт высококачественного топлива более чем на 50%, передает Bloomberg. Наращивание поставок из России может лишить прибыли европейские компании, предостерегает JBC Energy GmbH. Для того, чтобы обезопасить свой экспорт в западные страны и воспользоваться преимуществом благодаря добыче нефти, объемы которой достигли рекордного уровня с момента распада СССР, Россия улучшает качество топлива. Инвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль увеличатся по сравнению с текущим годом на 93% до 340 млрд рублей, поделилось планами Министерство энергетики. «В системе существует отложенный потенциал, и когда Россия решит его использовать, это станет большой угрозой для ее европейских конкурентов», — считает аналитик Facts Global Energy в Лондоне Гемма Паркер. Для того, чтобы гарантировать европейским покупателям доступ к российскому топливу и не зависеть от соседних стран в вопросах транзита в 2008 году был открыт нефтепровод «Север». Он обеспечивает поставки низкосернистого дизельного топлива из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России — рязанского завода ТНК-ВР и завода ЛУКОЙЛ в Нижнем Новгороде. Наращивание объемов продукции к концу текущего года увеличит нагрузку на трубопровод до его предельных возможностей в 175 тысяч баррелей в сутки по сравнению со 100 тысячами баррелей в сутки в прошлом году, подсчитала исследовательская компания JBC Energy. По нефтепроводу в Европу поступает топливо стандарта «Евро-5» — это высочайшая категория качества, в таком топливе содержится не более 10 частей примесей на миллион, поэтому такой дизель и стоит значительно дороже остальных. Оператор российской системы нефтепродуктопроводов «Транснефть» в июне сообщила, что может увеличить возможности «Севера» до 245 тысяч баррелей в день и построить второй трубопровод на 180 тысяч баррелей в день. Согласно данным Минэнерго, добыча нефти в России в прошлом году достигла максимальной отметки с момента распада Советского Союза в 10,35 млн баррелей в день. Хотя Европа вынуждена полагаться на импорт для удовлетворения своих потребностей в дизельном топливе, рост производства в России совпал со стагнацией спроса из-за затянувшегося долгового кризиса еврозоны. В первые пять месяцев текущего года потребление бензина и дизеля в Европе составляло в среднем 5,87 млн баррелей в день — это самый низкий показатель с 2002 года, свидетельствуют данные Международного энергетического агентства. При этом специалисты Facts Global Energy полагают, что поставки низкосернистого дизельного топлива из России увеличатся с рекордного уровня в 190 тысяч баррелей в день, достигнутого в прошлом месяце, до 290 тысяч баррелей в день. Из-за наращивания российского импорта к 2016 году Европа может испытать «перенасыщение» дизелем, считает аналитик Bank of America Карен Константин.
|