Фото: Groupon/ flickr.com Не менее четырех акционеров, которые вошли в капитал скидочного сервиса Groupon до IPO, продали или существенно сократили свои вложения за последние месяцы, сообщает The Wall Street Journal. Со времени первичного размещения в ноябре 2011 года Groupon потерял примерно три четверти рыночной капитализации, или около 10 млрд долларов, пишет издание. Groupon — крупнейший в мире оператор скидочных сервисов. Компания договаривается с производителями товаров и услуг о скидках для пользователей в обмен на гарантии привлечения клиентов. Сервис работает в 43 странах мира и его услугами пользуется около 115 млн подписчиков. Влиятельный инвестор Марк Андриссен, который заработал состояние на доткомовской лихорадке 1990-х в компании Netscape Communications, был одним из собственников Groupon. Компания Andreessen Horowitz обеспечила 40 из 950 млн долларов капитала скидочного сервиса до его выхода на рынок. Вскоре после снятия 1 июня запрета на продажу акций, по данным осведомленных источников The Wall Street Journal, Andreessen Horowitz продала свои 5,1 млн бумаг. Исходя из котировок компании на момент продажи, по оценкам издания, прибыль от сделки составила почти 14 млн долларов. Аналитики говорят, что инвестиционная лихорадка в начинающих IT-компаниях «накануне» их выхода на биржу задает неустойчивые стоимостные параметры рынка. По мнению Билла Герли из венчурной компании Benchmark Capital, Groupon не вышел бы на такой уровень без этих инвестиций на поздней стадии стартапа. Помимо Андриссена, из капитала Groupon вышли еще несколько инвесторов первых этапов. Хедж-фонд Maverick Capital сократил свой пакет с 6,33 млн бумаг на конец марта до менее чем 2 млн бумаг на конец июня, следует из документов для Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Фонд Fidelity Management & Research с апреля по июнь «сбросил» примерно треть своего пакета Groupon. Шведская компания Kinnevik в июне заявила, что продала 8,38 млн акций Groupon, которыми владела с 2010 года. В компании изданию пояснили, что обычно не держат миноритарные пакеты. Стоит, однако, отметить, что некоторые инвесторы, вошедшие в капитал до IPO, сохраняют или даже наращивают свои вложения. Так, по данным The Wall Street Journal, не продавали акции сервиса компании Technology Crossover Ventures и Kleiner Perkins Caufield & Byers. Компания T. Rowe Price Group свой портфель бумаг Groupon увеличила почти втрое (с марта по конец июля), инвестфонды банка Morgan Stanley — более чем в два раза. Привлекательность Groupon для венчурных инвесторов связана прежде всего с темпами роста бизнеса. За 2010 год, второй полный год существования на рынке, компания показала рост выручки почти в 22 раза по сравнению с 2009 годом и вышла на уровень 313 млн долларов. Для сравнения, Google на втором году работы увеличил обороты в четыре раза. Будущим акционерам в октябре 2011 года перед проведением IPO Мейсон обещал огромный потенциал прибыли в Groupon благодаря создаваемому компанией новому механизму привлечения клиентов для огромного сегмента производителей товаров и услуг. «Если учесть, что рынок измеряется не в миллиардах, а в триллионах долларов, для нас это только начало», — цитирует Мейсона The Wall Street Journal. Источники The Wall Street Journal сообщили, что ряд инвесторов и менеджеров Groupon, в частности, Андриссен и глава Starbucks Говард Шульц, до апреля входивший в совет директоров IT-компании, не рекомендовали проводить IPO в запланированные сроки. Такой же точки зрения придерживались партнеры компании Kleiner Perkins Caufield & Byers. В ноябре 2011 года IPO состоялось, несмотря отсутствие прибыли и отрицательную стоимость чистых активов (за вычетом долгов). Компания была оценена в 12,8 млрд долларов, а уже на первых торгах ее акции подорожали более чем на 30%. Инвесторов не смутило, что компания со времени своего основания ни разу не показала прибыли. По итогам 2011 года выручка составила 1,62 млрд долларов, чистый убыток — 350,85 млн долларов. Развить успех на рынке пока не удается. Падение Groupon ускорилось на минувшей неделе после того, как компания опубликовала результаты за второй квартал, показав замедление роста выручки и базы подписчиков. В пятницу котировки компании на Nasdaq обновили минимум закрытия на отметке 4,75 доллара за акцию. Выручка Groupon за второй квартал выросла на 45% до 568 млн долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сумма поступлений от реализации скидочных предложений до отчислений заведениям-поставщикам товаров и услуг, участвующих в акциях, составила 1,29 млрд долларов, что на 38% больше, чем годом ранее, но на 5% меньше, чем в первом квартале. Не способствует позитивной динамике и общая ситуация на рынке. Так, провальный отчет Facebook и последующая распродажа акций надолго охладили интерес инвесторов ко всему интернет-сектору. Котировки соцсети Facebook продолжили падение на прошлой неделе, потеряв почти половину стоимости майского IPO после окончания 90-дневного срока действия запрета на продажу акций инвесторами, которые вошли в капитал компании до размещения. Цена акций Zynga, крупнейшего производителя игр для социальных сетей, после декабрьского размещения упала на 70%. Падение котировок Groupon, Facebook и Zynga навевает тревожные воспоминания об обвале доткомов в 2000 году (глубина падения индекса Nasdaq Composite Index с максимума в марте 2000 года до минимума в октябре 2002 года составила 78%). Но, в отличие от многих стартапов доткомовского бума, сегодняшние компании имеют хорошую выручку и некоторые из них приносят прибыль, хотя финансовые результаты часто не соответствуют ожиданиям, комментирует The Wall Street Journal.
|