Фото: oleg kuznetsov/ flickr.com Президент группы «Российские железные дороги» Владимир Якунин заявил, что считает Лондон предпочтительным местом для IPO компании. «Мы работаем в Лондоне много лет и знакомы этому рынку. Моя личная позиция состоит в том, что это является дополнительным фактором в пользу размещения бумаг материнской компании в Лондоне», — сказал топ-менеджер в интервью газете The Independent. Сейчас на Лондонской фондовой бирже торгуются бумаги «дочки» РЖД — «Трансконтейнера». При этом он отметил, что часть акций монополии может быть размещена и в России, и окончательное решение остается за правительством. По мнению Якунина, IPO нужно проводить не ранее 2015 года, а вся компания может быть оценена в 1,7 трлн рублей. ОАО «Российские железные дороги» создано в октябре 2003 года. Единственным акционером компании является Российская Федерация. РЖД входит в мировую тройку лидеров. Под управлением монополии находится 99% железнодорожных магистралей России общей протяжённостью 85 500 км, около 20 тысяч локомотивов. По итогам первого полугодия 2012 года выручка компании по РСБУ составила 644,7 млрд рублей, чистая прибыль — 35,8 млрд рублей. Это несколько расходится с оценками и планами правительства. В июне премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о приватизации четверти акций РЖД в ближайшие два года. По предварительной информации правительство оценивает актив в 2,8 трлн рублей, что более чем на триллион выше оценки, данной Якуниным. Руководство монополии не раз просило правительство повременить с приватизацией. В начале лета менеджмент РЖД оценивал четверть акций монополии на уровне 260 млрд рублей, а всю компанию — в 1,04 трлн рублей. Эта цифра предполагает оценку всей компании на уровне 6-7 годовых EBITDA с учетом скидки за неконтрольный пакет и негативную рыночную конъюнктуру. «Приватизация перевозчика сейчас ничего, кроме головной боли, не принесет… Продажа бумаг возможна только после того, как РЖД перестанет получать государственные дотации», — заявлял в июне глава РЖД. Итоговая оценка РЖД будет в значительной степени зависеть от того, каким образом все-таки завершится реформа монополии, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. В частности, до сих пор остаются открытыми вопросы о продаже непрофильных активов и месте локомотивной составляющей в тарифе монополии. У РЖД есть и проблемы с эффективностью: периодически монополия конфликтует с угольщиками и портовыми операторами, которые жалуются на низкую емкость инфраструктуры монополии. «Решить эти проблемы за четыре года реально. Если монополия сможет сделать это и одновременно повысить уровень корпоративного управления, то ее бумаги наверняка будут интересны инвесторам», — допускает аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Денис Ворчик. Выбор Лондона в качестве основной площадки для размещения оправдан, считает Константин Юминов. «Емкость местного рынка велика, и инвесторам хорошо знакомы российские железнодорожные компании. Сейчас помимо «Трансконтейнера» в Лондоне торгуются бумаги частного железнодорожного перевозчика Globaltrans», — поясняет он.
|