Учебные авиационные заведения РФ выпускают около 400 пилотов в год, а ежегодная потребность отрасли — почти тысяча человек, рассказал в интервью «Коммерсанту» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. В катастрофах последних лет срабатывал человеческий фактор, поскольку училища и академия не могут подготовить квалифицированного пилота, полагает он. По словам Савельева, в отрасли острый дефицит пилотов, в то время как в Европе их переизбыток (от 4 до 6 тысяч человек). Глава «Аэрофлота» посетовал на существующий запрет брать на работу летчиков-нерезидентов. Он рассказал «Ъ», что школа «Аэрофлота» по планам должна будет выпускать до 80 экипажей в год и создана с расчетом на все российские авиакомпании. «Если мы реально до конца года проблему не решим, не внесем поправки в Воздушный кодекс хотя бы в отношении пилотов из СНГ, то не только мы, но и вся индустрия столкнется с серьезной угрозой», — поделился он мнением в интервью газете. В неразвитом состоянии находится и транспортная инфраструктура, сказал он. Савельев в интервью «Ъ» привел следующие цифры: в России на территории 17 млн квадратных километров расположено 315 аэропортов (причем только 62 аэропорта могут принимать самолеты семейства А320), а в США — 15 тысяч аэропортов на 9,5 млн квадратных километров. В США субсидии на поддержку региональных перевозчиков превышают 200 млн долларов в год, добавил глава «Аэрофлота». Проблемы и с топливом: за три года цены на билеты «Аэрофлота» выросли на 30%, а цены на керосин — на 60%, рассказал «Ъ» Савельев. «По сути, есть только один топливозаправщик в аэропорту, хочешь — бери керосин, не хочешь — не бери», — пояснил он, добавив, что во многих аэропортах нет альтернативных ТЗК. Топ-менеджер не считает, что «Аэрофлоту» оказывается сильная господдержка. За 1,5 года «Аэрофлот» получил 75 допусков на международные рейсы, а «Трансаэро» — 130 допусков, привел данные Савельев. «Нам, государственной компании, выдают разрешений почти вдвое меньше, чем частной», — сказал он газете. Савельев пожаловался, что государство принимает решения непоследовательно: утверждает стратегию развития (по ней к 2025 году «Аэрофлот» должен войти в топ-20 мировых лидеров по объемам перевозок), но в то же время не пускает на некоторые направления. По мнению Савельева, Минтранс должен заранее объявлять, какие маршруты будет рассматривать на следующий год, чтобы авиакомпании могли закладывать у себя в бюджете риски. «Мы работаем в рамках заранее спланированного бюджета, рассчитываем на новые маршруты и сохранение старых. Вдруг собирается комиссия и говорит: «Вы туда не летите, а вот на этот рейс мы ставим того-то», — рассказал «Ъ» гендиректор перевозчика. «Пока вот эта мышиная возня происходит внутри, глобальные игроки тем временем увеличиваются и развиваются», — отметил Савельев. По его мнению, международные направления должны оставаться у глобальных игроков. «Поэтому я бы оставил одну, максимум две компании, способные составить конкуренцию зарубежным перевозчикам на регулярных международных маршрутах», — пояснил он изданию. За первое полугодие этого года «Аэрофлот» заработал 5,94 млрд рублей. Выручка составила 76,95 млрд рублей. Валовая прибыль достигла 13,23 млрд рублей. За январь-июнь услугами компании воспользовались 7,93 миллиона человек. Объемы перевозок составили 22,62 млрд пассажиро-километров. Совет директоров компании рекомендовал направить на выплату дивидендов по итогам прошлого года 19,2% чистой прибыли (1,8 рубля на акцию). «Ведомости» писали, что «Аэрофлот» может провести размещение акций в Лондоне во второй половине этого года или в следующем году. По данным газете, компания планирует выставить на продажу не менее 13,4% акций по цене 240 млн долларов.
|