Король Испании Хуан Карлос прилетел в Москву в сопровождении министра иностранных дел Хосе Мануэля Гарсии-Маргальо, министра промышленности Хосе Мануэля Сории и глав крупнейших корпораций Испании, в том числе транспортных, передает агентство Europa Press. Самолет ВВС Испании, на котором летел монарх, приземлился накануне. Помимо предпринимателей и политиков на борт был допущены представители десяти испанских СМИ — впервые за четверть века. Журналисты спросили короля о шансах Испании выиграть российский конкурс на строительство высокоскоростной железной дороги Москва—Санкт-Петербург (проект ВСМ-1), которое оценивается в более чем 1 трлн рублей. Хуан Карлос напомнил, что у Мадрида есть серьезные соперники, в то время как в России помимо ВСМ-1 есть и другие проекты, привлекательные для инвесторов. Король привел в пример контракт, заключенный испанской компанией OHL на Урале на строительство железной дороги протяженностью 390 километров для перевозки угля. Объем инвестиций в этой проект оценивается в 1,95 млн евро. Общаясь с журналистами на борту лайнера, испанский монарх призвал «экспортировать, экспортировать и экспортировать», активнее путешествовать, открывать представительства за рубежом и не ждать, что контракты будут заключаться, «когда лично король приедет». По прилету в Россию Хуана Карлоса встретил испанский посол Луис Фелипе Фернандес де ла Пенья. Сегодня у монарха запланированы встречи с российским руководством: в 11:00 с мэром Москвы Сергеем Собяниным (в гостинице Lotte), в полдень с премьером Дмитрием Медведевым в Доме приемов правительства РФ, в 13:00 — с президентом Владимиром Путиным в Кремле. Ожидается, что глава государства вручит представителю династии Бурбонов диплом и знак лауреата Госпремии РФ за достижения в области гуманитарной деятельности. Премия, положенная лауреату, составляет 120 тысяч евро. Хуан Карлос пообещал, что передаст деньги пострадавшим в результате землетрясения в Лорке. После переговоров лидеры стран примут участие в официальном обеде, куда также приглашены главы корпораций Repsol, OHL, Indra, FCC, Talgo, Maxam. Деятельностью Indra интересовался Собянин, когда посещал Мадрид в начале июня. Компания специализируется на производстве систем контроля за движением транспорта, причем как наземного, так и воздушного. Indra уже выиграла конкурс на оборудование таких систем в Ростове. По данным испанских СМИ, Собянин заинтересовался ноу-хау для решения проблемы московских пробок. Talgo совместно с ADIF планирует участвовать в конкурсе ВСМ-1, который «Скоростные магистрали» («дочка» РЖД) планируют объявить в сентябре. В Москве надеются, что дорога будет построена к Чемпионату мира по футболу и станет достойной альтернативой «Сапсану» (ориентировочная скорость движения по магистрали — 350-400 км/ч). В ноябре 2011 года президент ADIF Антонио Гонсалес Марин в кулуарах II Железнодорожного съезда в Москве обещал, что ADIF подаст заявку на участие в конкурсе. Помимо Испании, интерес к ВСМ-1 проявили Франция, Германия, Южная Корея, Италия, Китай, Португалия и Бразилия. На сайте российской Национальной системы высокоскоростного движения (при РЖД) есть уведомление о том, что наибольшие шансы победить у Франции, так как «РЖД рассматривает возможность использовать экспрессы AGV», которые выпускает корпорация Alstom.
|