Фото предоставлено пресс-службой компании Airbus Авиасалон в Фарнборо — это, конечно, не аэрокосмический смотр во французском Ле Бурже. Однако наряду с берлинским салоном ILA, который состоится в сентябре, Farnborough 2012, открывшийся 9 июля в графстве Хэмпшир недалеко от Лондона, является крупнейшим в этом году местом встречи представителей мирового самолетостроения. Производителям на руку трудности клиентов На глобальном рынке гражданского авиастроения доминируют два производителя — европейская компания Airbus, входящая в состав аэрокосмического концерна EADS, и американская корпорация Boeing. Их менеджеры приехали в Фарнборо в хорошем настроении. Об их клиентах, авиакомпаниях, этого не скажешь. Они страдают от высоких цен на нефть и замедления экономического роста практически повсюду в мире, которое на юге Европы уже переросло в весьма тяжелую рецессию. А вот самих самолетостроителей кризис пока еще не коснулся. «Как Boeing, так и Airbus находятся сейчас даже в более выгодной ситуации, чем два года назад», — считает Маркус Турнвальд (MarkusTurnwald). Он является экспертом по мировой гражданской авиации в штаб-квартире DZBankво Франкфурте-на-Майне. Казалось бы, производители не могут процветать, когда у их клиентов дела плохи. Однако специфика нынешней ситуации состоит в том, что воздушным перевозчикам, столкнувшимся с серьезным ростом расходов на горючее, просто ничего иного не остается, как срочно закупать более экономичные самолеты. Старый самолет, новый двигатель Именно этим Маркус Турнвальд объясняет «гигантский успех» разработанной компанией Airbus модели A320 neo. Она расходует примерно на 20% меньше керосина, чем ее предшественники. Авиакомпании, оснащенные такими лайнерами, получают серьезное преимущество перед конкурентами, и тем в борьбе за выживание ничего иного не остается, как тоже вкладывать деньги в более экономную технику. «А Airbus от этого, естественно, только выигрывает», — подчеркивает аналитик. Правда, на производственных показателях первого полугодия этот бум пока еще не отразился. Компания Airbus, передав заказчикам с января по июнь 2012 года в общей сложности 279 самолетов, даже немного отстала от Boeing. Американцы выпустили за тот же период 287 лайнеров. Однако европейский авиастроитель надеется, что в Фарнборо ему с помощью A320 neo удастся обогнать своего по сути дела единственного конкурента хотя бы по такому знаковому показателю, как число полученных заказов. Концерн EADS и его дочка Airbus сделали просто блестящий ход, придумав A320 neo, — восторгается эксперт по гражданской авиации немецкого Commerzbank Штефан Шёппнер (Stefan Sch?ppner). Ведь в этой «новинке» всего лишь заменен тип двигателей, который изготавливает к тому же не сам авиастроитель, а его поставщик. «Это означает, что EADS имеет возможность предлагать клиентам как бы новый самолет, но при этом ему не пришлось вкладываться в его разработку и нести соответствующие финансовые риски». Новые конкуренты не предвидятся Корпорация Boeing, естественно, не оставила A320 neo без ответа. Ее экономичная версия уже давно выпускаемой популярной модели получила название B737 MAX. Однако европейцы продолжают наступать и в преддверии салона в Фарнборо объявили о решении построить в американском штате Алабама собственный завод по сборке различных вариантов серии А320. Преимущества такого предприятия — географическая близость к американским заказчикам, а также минимизация валютного риска. Ведь производственные расходы будут исчисляться там в долларах, а не в евро, как на головных заводах Airbus. А самолеты по традиции продают на мировом рынке именно за доллары. Доминирование Airbusи Boeing на рынке средне- и особенно дальнемагистральных пассажирских самолетов на нынешнем авиасалоне в Фарнборо вновь более чем очевидно. И такая ситуация продлится еще довольно долго, убежден аналитик DZ Bank Маркус Турнвальд: «Думаю, на ближайшие 5, 10 и даже 15 лет продолжение дуополии Aibus-Boeing сомнений не вызывает». Хоть небольшим конкурентом на рынке больших самолетов собирается стать канадский производитель Bombardier: с 2014 года он начнет выпускать самолеты серии С. В то же время быстро растет и бразильская фирма Embraer. Но она выпускает региональные самолеты, рассчитанные менее чем на 100 пассажиров. Airbus и Boeing с этого рынка практически ушли. На нем могла бы утвердиться и Россия, но недавняя авария самолета «Сухой Суперджет-100» в Индонезии «реально отбросила российскую авиационную промышленность», считает Маркус Турнвальд. По его мнению, более или менее серьезным конкурентом на рынке среднемагистральных самолетов мог бы стать Китай, но он пока занимает выжидательную позицию. А400М опять отказывается от показательных полетов Так что оспаривать лидерство Airbus и Boeing пока некому. Их успех открывает совершенно новые перспективы и перед производителями двигателей. В свою очередь, авиастроители сами попадают в очень серьезную зависимость от поставщиков авиационных моторов. И если те терпят инженерно-технические неудачи, то это оборачивается серьезными задержками при реализации проектов. Так, у европейцев возникли проблемы с двигателями немецкого производителя MTU. Из-за этого по-прежнему не удается наладить серийное производство военно-транспортного самолета А400М. Поэтому в Фарнборо, как и в прошлом году в Ле Бурже, эта машина не станет участвовать в престижных показательных полетах. Прилетевший на авиасалон своим ходом опытный образец будут демонстрировать только на земле. Авторы: Михаэль Браун, Андрей Гурков Редактор Глеб Гаврик
|