Фото: ztephen/flickr.com Это тот случай, когда молниеносный заказ по Интернету сталкивается с медленным и неэффективным аналоговым миром, в котором мы реально живем. Ричард Уайлдинг — профессор логистики в университете Крэнфилда, и одновременно — жертва почтовых огорчений. «Мы ждали доставки посылки с подарком, и курьерская фирма сообщила, что она благополучно доставлена. Мы заявили им, что ничего не получали, а в ответ нам сказали, что посылка была оставлена у забора. Никакого забора у нас нет», — рассказывает он. Через несколько недель сосед нашел в километре от дома коробку, засунутую в зеленую изгородь. Нет стимула Чем объясняются подобные эпизоды? Отчасти тем, что водители, которые исполняют роль курьеров, сравнительно редко заинтересованы в том, чтобы доставить посылку с первой попытки. Некоторые компании вообще считают оставленное уведомление успешной доставкой и отказываются принимать претензии. Однако недоставленные посылки обходятся недешево, и к тому же раздражают потребителей. В Британии 12% всех доставок терпят неудачу с первой попытки, что обходится отрасли в 1 млрд фунтов. Многие жалуются, что курьеры часто даже не звонят в дверь, а просто сразу выписывают уведомление. В нем, как правило, предлагается прибыть за посылкой на склад компании или на почту, причем такой склад может располагаться на другом конце города. Хай-тек придет на помощь Однако на помощь курьерским компаниям сейчас все чаще приходят новые технологии. Фирма eCourier, например, разработала систему на основе спутниковой навигации, которая позволяет клиентам отслеживать в реальном масштабе времени передвижение машины с их посылкой. Ничего необычного в этой системе нет. Компании широко пользуются подобными системами для контроля за своими водителями. Однако в данном случае доступ к системе получают потребители. Крупные компании обычно сообщают, когда посылка поступила на склад или почтамт, не более. Многие из нас жалуются, что курьерские фирмы довольно неточно указывают время доставки. Период в 12 часов не слишком удобен для людей, которые заняты работой и множеством домашних дел. «Заказывая товар, вы рассчитываете на продавца, который организует доставку, — говорит профессор Уайлдинг. — А продавец перепоручает это другой организации. Если эта организация работает плохо, от этого страдает прежде всего продавец, он теряет покупателей». Оставьте у соседа В последнее время в этой сфере наметились сдвиги к лучшему. Многие курьерские фирмы теперь сообщают текстом о движении посылки к потребителю. Компания Blackbay, обслуживающая курьерские фирмы, недавно разработала телефонное приложение, которое позволяет доставщикам разыскивать клиента даже в том случае, если его нет дома. «Мы используем социальные сети типа Facebook или Twitter, в которых есть возможность указывать место, где вы находитесь, — рассказывает сотрудник компании Найджел Дуст. — Наше приложение просто использует эту информацию, отслеживая место пребывания клиента». Впрочем, подобные высокотехнологичные методы могут сочетаться с простым изменением в порядке работы. Недавно королевская почтовая служба заявила, что будет шире использовать метод доставки, когда посылку или письмо оставляют соседям. Это экономит всем заинтересованным сторонам время и попутно улучшает отношения между людьми. Конечно, тут требуется элемент доверия. В случае успеха огорчения, связанные с потерей времени на поездки в поисках посылки, отправленной на дальний склад или почтовое отделение, останутся в прошлом.
|