Эпизод из игры «Half-Life 2», которая была выпущена компанией Valve Corp. Фото: AP Разработчик видеоигр Valve Corp с самого своего основания в 1996 году работает без «начальника», без менеджеров и служебных поручений. Штат в триста человек нанимает новых сотрудников, выбирая достойных претендентов. «В компании нет оргструктуры, мешающей работать непосредственно с теми, кому лучше других можете помочь вы или кто больше всего может помочь вам», — говорится в пособии для новичков. Большое значение имеет мобильность, так что даже рабочие столы у всех на колесах, что позволяет свободно перемещаться по офисам и формировать рабочие зоны по своему усмотрению. Как отмечается в пособии для сотрудников, это еще и символическое напоминание о необходимости постоянно задумываться над тем, где сейчас ваше место и где вы можете быть более полезным. В последние годы многие компании «уплощают» иерархическую структуру, упраздняя управленческие позиции среднего звена, которые могут создавать проблему «узкого горла» и тормозить рост производительности, комментирует The Wall Street Journal. По мнению же тех немногих предприятий, которые пошли еще дальше, окончательно отказавшись от высшего руководства, выбранная ими модель способствует гибкости и повышает мотивацию сотрудников, пусть даже и увеличивается время принятия решений и привлечения кадров. В Valve нет перспектив продвижения, есть только новые проекты. Чтобы определиться с вознаграждением, сотрудники оценивают своих коллег — всех, кроме себя, — определяя, кто больше приносит пользы бизнесу. Информацию о том, насколько варьируют зарплаты, компания раскрывать не стала, пишет The Wall Street Journal. Сотрудник может участвовать в решении вопросов о найме, и увольнения, которые случаются относительно редко, тоже командное дело: решает коллектив. В работе над проектами кто-то из сотрудников де-факто выступает в качестве менеджера, комментирует в интервью The Wall Street Journal разработчик Грег Кумер с 16-летнем стажем в Valve. Когда никто не берет на себя инициативу, это обычно признак того, что проект не стоит выполнять. Для работы анархической организации важнейшее значение имеет привлечение высокомотивированных сотрудников. Для адаптации большинству требуется от шести месяцев до года, некоторые все-таки уходят в более традиционные организации, говорит Кумер. Такая система, как и всякая другая, имеет свои недостатки. Без традиционных управленцев труднее отслеживать неэффективных работников. Даже в пособии для сотрудников отмечается, что неудачные кадровые решения причиняют большой ущерб и иногда слишком долго остаются незамеченными. В одном из недавних исследований, проведенном Университетом Айовы и Техасским университетом сельского хозяйства и механики, был сделан вывод, что работники, контролирующие себя сами, обычно показывают лучшие результаты по сравнению с коллективами традиционных иерархических организаций. Но это верно в том случае, если они хорошо ладят друг с другом — тогда команда коллективно выполняет функцию хорошего управленца. В то же время другие исследования показывают, что иерархическая структура иногда повышает эффективность группы, а понимание своей четко обозначенной роли в компании помогает каждому из сотрудников работать результативнее. «Безглавые» компании иногда страдают неупорядоченностью в работе, но в них присутствует доверие, ощущение свободы и сопричастности. Поэтому, по мнению Тима Клемма из GitHub, сотрудники готовы делать больше. Когда идеи могут выдвигать все, независимо от стажа и должности, это способствует инновациям.
|