Производители табака за 2011 год потратили на рекламу более 1 млрд рублей, следует из заключения Минэкономразвития на законопроект «О защите населения от последствий потребления табака». Министерство опасается, что единовременный запрет на рекламу табачных изделий может пагубно сказаться на российском рынке рекламы. Ведомство отмечает: существенную долю доходов рекламных и коммуникационных агентств составляют платежи табачный компаний за размещение рекламы, так как это крупный сегмент рынка. МЭР видит изъяны и в другом пункте законопроекта — о запрете на использование товарных знаков, служащих «для индивидуализации табачных изделий», на других группах товаров. Ведомство не нашло в документе обоснований для подобного запрета, а также прогноза его последствий и перечня отраслей экономики, которые он в итоге затронет. В заключении МЭР говорится, что под брендом Davidoff, например, производятся сигареты, сигары, курительные трубки, кофе, парфюмерия, галстуки, коньяки, зажигалки и другие товары. Под товарным знаком Сamel в РФ представлены не только сигареты, но и известная мужская одежда, есть и итальянский бренд одежды Marlboro Classics. Под маркой Dunhill выпускаются изделия из кожи, канцелярские принадлежности и аксессуары. Специалисты ведомства констатируют, что дороговизна этих товаров исключает их массовое потребление в России, поэтому запрет на их продажу скорее пагубно скажется на внешнем товарообороте, а не приведет к сокращению числа курящих россиян. Законопроектом предлагается запретить табачным компаниям вкладывать деньги не только в рекламу, но и в благотворительность. МЭР сообщает, что с протестом по этому поводу уже выступила Государственная Третьяковская галерея. Музей уверен, что это положение противоречит пунктам закона о благотворительной деятельности, в котором говорится, что никто не вправе ограничивать свободу выбора целей благотворительности и форм ее осуществления. Музей особо подчеркнул важность финансовой помощи для проведения выставок и приобретения шедевров изобразительного искусства, которые станут практически невозможны в случае вступления в силу проектируемого запрещения. В заключении МЭР также сообщает, что доля контрафактной продукции на рынке табачных изделий оценивается примерно в 0,5-1%. Авторы законопроекта при этом предлагают в период с 2013 по 2015 год вложить в учет и отслеживание производства, экспорта и импорта табака до 420 млн рублей, что кажется ведомству затратным, неэффективным и избыточным. Еще одной серьезной проблемой, с точки зрения ведомства, является предложение запретить продажу табака в «нестационарных торговых объектах» площадью менее 50 квадратных метров в городах и менее 25 квадратных метров в сельской местности. Сигареты предлагается продавать только с отдельных прилавков на расстоянии не менее трех метров от кассы. МЭР приводит экспертные данные, согласно которым более 50% из 350 тысяч российских торговых объектов имеют площадь менее 50 квадратных метров и вряд ли смогут выполнить требование о создании трехметровой зоны от кассы. Ведомство напомнило, что с 1 января 2012 года вступает в силу запрет на продажу пива в киосках, и принятие законопроекта о табаке в существующем виде может привести к закрытию около 175 тысяч таких торговых объектов и сокращению 300–500 тысяч рабочих мест. Участники публичных консультаций подчеркивали, что ни одна страна мира не ограничивает продажу табачной продукции на основе размера торговой площади. Ведомство пришло к мнению, что эти ограничения станут необоснованной дискриминацией мелкой розницы в пользу крупных ритейлеров, и могут повлечь ограничение конкуренции.
|