Российские компании прекратили поставки нефти в Белоруссию 1 января этого года. Свой первый зарубежный визит в качестве главы правительства Белоруссии Михаил Мясникович совершает в Москву. По итогам его переговоров с премьером России Владимиром Путиным должна выясниться дата возобновления поставок в Белоруссию российской нефти. Российские компании прекратили поставки с 1 января. Ранее, 19 января, стало известно, что представителям двух стран не удалось согласовать цену на 2011 год. Решено лишь, что поставки будут осуществлять пять российских компаний, и с каждой из них будет подписан отдельный договор. Поэтому теперь к общей договоренности о цене и объемах должны, как предполагается, прийти главы двух правительств. В скорейшем разрешении вопроса поставок заинтересованы обе стороны. Сейчас запасы сырья на белорусских НПЗ стремительно сокращаются, и все они работают в режиме технологического минимума, перерабатывая примерно по 16 тысяч тонн нефти в день на завод. В ход идут остатки сырья прошлого года, внутрибелорусские объемы добычи и постоянно подвозимая по железной дороге венесуэльская нефть. Как напоминает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, Россия ежегодно поставляет Белоруссии для ее внутреннего потребления 7,6 млн тонн в год по внутрироссийским ценам и сейчас вокруг этого спора нет. А все, что поступает сверх этих объемов, Белоруссия перерабатывает и экспортирует. Белорусские НПЗ способны ежегодно перерабатывать примерно 20 млн тонн нефти. Но у каждой из сторон свои доводы и интересы. Так, проект нового налогообложения нефтяной отрасли России, разработанный Минэнерго, исходит из ранее достигнутых между Белоруссией и Россией соглашений, по которым российская пошлина на экспортную нефть обнуляется, но взамен Минск будет отдавать все доходы от своих пошлин на экспортируемые нефтепродукты. Кроме того, обновленный режим налогообложения предусматривает, что предельная ставка экспортной пошлины на нефть будет снижена с 65 до 60%, а пошлины на светлые и темные нефтепродукты унифицировать на уровне 66% от нефтяной (сейчас 67 и 46,7% соответственно). При цене барреля нефти марки Urals в 81 доллар (прогноз Минэкономразвития на 2011 год.) новая ставка нефтяной пошлины составит 274,5 доллара за тонну, на нефтепродукты — 181,2 доллара, что приведет к снижению объема экспорта сырой нефти. Новый режим налогообложения после его введения должен приносить в бюджет России дополнительно 400 млн долларов в год. Проблема и в том, что российские компании хотят компенсировать свои будущие потери от введения Минском новых ставок тарифов за транспортировку нефти по своей территории. С 1 февраля Белоруссия поднимает тариф на 12,5%, а российские компании решили повысить цену нефти для Белоруссии на 45 долларов за тонну. Такое повышение обойдется Минску в миллиард долларов, но если его не произвести, то российское компании будут получать нефть чуть ли не дороже, чем белорусские. При этом эксперты считают, что белорусы уже начали зарабатывать на жонглировании с объемами венесуэльской и российской нефти. Президенты Белоруссии и Венесуэлы — Александр Лукашенко и Уго Чавес — подписали договор о поставках 10 млн тонн на протяжении 3 лет, 4 млн тонн уже получено (на протяжении осени и зимы Минску эта нефть обходилась с учетом транспортировки в 87 долларов за баррель). «Сейчас очень трудно понять, какую нефть Белоруссия перерабатывает для внутренних нужд, а какую экспортируют в виде нефтепродуктов. Белорусы могут любому из поставщиков сказать, извините, это не ваше нефть и вам вообще с нее ничего не причитается. Это очень хитрый шаг, который позволяет им получать дополнительную прибыль», — объяснил Михаил Крутихин. Поэтому с «венесуэльским вопросом» связана и такая проблема, как установление пропорции давальческой и иной нефти (включая внутрибелорусскую добычу) на белорусских НПЗ. Белорусы заинтересованы, чтобы российские поставки составляли, как и раньше, половину, а россияне хотят уменьшить свою часть. Эксперты не исключают, что с первого раза премьерам договориться не удастся. «Первая встреча — не значит, что она станет последней. Я думаю, что Михаил Мясникович очень часто будет бывать в Москве, и не исключаю, что в ближайшие 2 недели в Москву отправится Александр Лукашенко для того, чтобы решить в том числе и этот вопрос. Никто не знает, чем это закончится, потому что работа нефтяного сектора дает для белорусского бюджета около 18–20% всех налоговых поступлений. И такой перерыв в поставках, конечно же, у любого министра, у любого правительства вызвал бы нервный тик», — заявил Business FM белорусский политолог Ярослав Романчук. С такой точкой зрения согласен глава центра сравнительных политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев, по мнению которого, Минску во что бы то ни стало нужно договориться с Москвой до конца месяца. «Я думаю, что на уровне премьеров стороны смогут договориться. И уже пора это сделать, потому что заводы стоят, терпят немалые убытки, и не в интересах ни России, ни Белоруссии затягивать этот процесс», — рассказал Business FM эксперт. Гендиректор компании «Метапроцесс» Кирилл Лятс считает, что есть два пути решения нефтяной проблемы раз и навсегда. Первый — радикальный и самый простой: объединение России с Белоруссией в единое государство. Второй путь — полная приватизация нефтеперерабатывающих заводов российскими компаниями и интеграция их в российскую нефтяную систему. То есть они должны стать экстерриториальными по отношению к Белоруссии. Но в настоящее время ни то, ни другое невозможно. «Все проблемы наших взаимоотношений с Белоруссией связаны в первую очередь с политикой», — сожалеет Кирилл Лятс. |