Британская нефтедобывющая компания BP планирует остаться в России, несмотря на намерение продать свою долю в ТНК-BP. Об этом глава ВР Роберт Дадли заявил в интервью газете The Wall Street Journal. «Мы по-прежнему преданы идее работать в России, — сказал топ-менеджер. — У нас есть и другие бизнесы в России помимо ТНК-BP». С тех пор как компания сообщила о желании перестать быть акционером ТНК-ВР, по словам Дадли, ничего не изменилось. ВР 1 июня уведомила российских акционеров о потенциальной продаже своей доли. Источники Reuters тогда сообщали, что интерес к доле проявила неназванная государственная компания. От предложения ВР открестился глава крупнейшей частной нефтяной компании России — ЛУКОЙЛа — Вагит Алекперов. Этому предшествовал уход Михаила Фридмана с постов главного управляющего директора ТНК-BP и председателя правления ТНК-BP Management. Эксперты сразу же заговорили, что это означает «развод» между британскими и российскими акционерами ТНК-ВР. 30 мая глава консорциума AAR («Альфа-групп», Access Industries, «Ренова») Стэн Половец в интервью телеканалу Russia Today заявил, что схема разделения долей в ТНК-ВР устарела и требует пересмотра. Фридман в интервью газете «Коммерсантъ» посетовал на то, что доверие к ВР подорвано. Компания ТНК-ВР создана в результате объединения нефтяных и газовых активов ВР в России и нефтегазовых активов консорциума AAR («Альфа-групп», Access Industries, «Ренова»). ТНК-ВР в равных долях (по 50%) принадлежат ВР и российскому консорциуму AAR (25% ТНК-ВР принадлежат «Альфа-групп», по 12,5% — «Ренове» и Access Industries). На долю ТНК-ВР приходится около 16% нефтедобычи в России (с учетом 50-процентной доли ТНК-ВР в компании «Славнефть»). Чистая прибыль ТНК-ВР в 2011 году выросла до 8,981 млрд долларов. Активы ВР в России (помимо основного актива — ТНК-ВР) относятся к четырем категориям: продажа смазочных материалов под брендами Castrol и BP (годовая выручка превышает 200 млн долларов), поставка смазочных материалов и услуг для судоходных и энергетических компаний, продажа авиационного топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей российским авиакомпаниям, поставки и торговля сырой нефтью, топливом и газом (объем превышает 40 млн тонн в год).
|