Схему финансирования высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ) Москва — Санкт-Петербург согласовали, рассказал «Известиям» пресс-секретарь «Скоростных магистралей» Константин Черняев. По его словам, тендер должны объявить уже в сентябре текущего года. Черняев сообщил изданию, что предварительно утверждена схема финансирования проекта 70 на 30. «То есть 70% в проект вкладывает государство, 30% — частные инвесторы», — пояснил он изданию. Такой вариант обойдется бюджету в 1,056 трлн рублей, из которых в строительство вложат 795 млрд рублей и еще 260,8 млрд рублей выплатят в качестве субсидии концессионеру. Как отметил в интервью изданию старший аналитик «Метрополя» Андрей Рожков, сейчас «Сапсан» проходит расстояние между двумя столицами за 3,5 часа, а на ВСЖМ поезду понадобится 2,5 часа. «За разницу в один час платить 1 трлн рублей бессмысленно», — считает аналитик. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что «Сапсан» должен ходить по специальным путям. По его мнению, которое он высказал изданию, создание отдельной дороги повысит безопасность и позволит вернуть нормальное сообщение на Октябрьскую железную дорогу. В то же время привлекательность магистрали как бизнес-проекта вызывает у экспертов сомнение. Рожков прогнозирует, что магистраль в лучшем случае станет окупаемой через 50 лет, а Баранов уверен, что планируемые сроки строители не уложатся и денег потребуется больше запланированного. Эксперты подгруппы по направлению «Железнодорожный транспорт» в рамках «Стратегии-2020» полагают, что между пунктами с высоким пассажиропотоком необходимо строить выделенные высокоскоростные магистрали. Там же, где планируется развитие скоростных перевозок (до 200 километров в час), выгоднее развивать воздушный транспорт, считают аналитики. В противном случае скоростное сообщение в пригородах крупнейших городов потребует снятия электричек и значительных инвестиций в модернизацию инфраструктуры, указывалось в отчете. При этом пассажиропоток недостаточен для регулярного скоростного сообщения с большим количеством поездов, отмечали эксперты. В конце декабря совет директоров РЖД одобрил концепцию ВСЖМ, которая должна быть готова к 2018 году и стать пилотным проектом. Согласно проектным данным, длина маршрута составит 660 километров, поезда смогут развивать скорость до 400 километров в час. Как писал «Коммерсантъ», Министерство транспорта подготовило два варианта финансирования ВСЖМ. По первой государство и частный инвестор вкладывают равные части (по 505 млрд рублей), концессионеру также полагается субсидия в размере 791 млрд рублей в течение 2018-2032 годов. Вторая схема предусматривает госинвестиции на сумму 707 млрд рублей, субсидия же составит 260 млрд рублей в течение 10 лет.
|