Фото: РИА Новости Московские власти планируют в течение ближайших 13-ти лет частично приватизировать столичное метро. Это следует из проекта «Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года», опубликованного на сайте городского департамента экономической политики и развития. Документ, как сообщается на сайте, будет принят правительством столицы после общественного обсуждения. В документе говорится, что внебюджетные инвестиции для развития метрополитена планируется привлечь, в том числе, за счет акционирования ГУП «Московский метрополитен». При этом отмечается, что контрольный пакет акций должен остаться в собственности города. Отметим, что тема целесообразности приватизации московского метро и возможность осуществления данной операции неоднократно поднималась и ранее. Однако окончательное «нет», казалось, прозвучало в прошлом году, когда заммэра Москвы Наталья Сергунина заявила, что в ближайшее время продавать метрополитен в рамках программы по приватизации городских активов не планируется. За акционирование могут заплатить пассажиры Аналитик АФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что планируемое акционирование метрополитена обусловлено нехваткой средств у правительства Москвы для финансирования развития подземки. «Если удастся привлечь стратегических портфельных и частных инвесторов, то их деньги будут пущены именно на строительство новых веток и новых станций метро», — сказал BFM.ru эксперт. Изменения в структуре собственности московского метро могут ощутить на себе и пассажиры: «Скорее всего, это [акционирование] отразится на пассажирах в виде повышения стоимости проезда. Однако если говорить о долгосрочной перспективе, то, учитывая, что деньги пойдут на строительство новых станций, пассажиры должны выиграть, поскольку получат дополнительную инфраструктуру. Это позволит большему количеству людей использовать подземку более эффективно. Да и более высокая стоимость может положительно повлиять на уровень комфорта». По словам Рожкова, в некоторых странах метро является собственностью частных компаний, однако далеко не везде власти принимают решение о приватизации этого вида транспорта. «Одна из причин заключается в том, что метро требует довольно значительных инвестиций для расширения инфраструктуры. Эти инвестиции имеют долгосрочный период окупаемости, и далеко не все инвесторы готовы вкладываться в это», — пояснил эксперт. Отметим, что проезд на метро во многих европейских городах значительно превышает стоимость поездки в московской подземке. К примеру, в Барселоне билет на одну поездку обойдется в 1,45 евро (почти 60 рублей), в Мадриде — 1,5 евро. Любопытно, что одна из линий метро испанской столицы обслуживается другой компанией — Metrosur — и обычные билеты там не действуют. Для проезда по этой ветке нужно купить еще один билет по такой же цене. Во многих странах на все виды транспорта пригоден единый билет, а его цена зависит от расстояния (зональное распределение) или времени действия талона. В Вене, например, одноразовый билет единого образца, пригодный для всех видов транспорта города обойдется в 1,8 евро (72 рубля). Он действует в пределах одной зоны, и с ним можно двигаться только в одном направлении. В Амстердаме также есть единая электронная карта, по которой можно ездить в метро, автобусах и трамваях. Эти карточки отличаются разными часами функционирования: одноразовая карточка на один час стоит 2,6 евро (104 рубля), на 24 часа — 7 евро (280 рублей). Правда, метро в Амстердаме чаще всего используют для того, чтобы добраться в отдаленные районы города. Как следует из проекта «Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года», в российской столице тоже планируется ввести единый билет на все виды общественного транспорта. Для привлечения инвесторов нужно стать прозрачней Аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин считает, что если акционирование произойдет, то глобальных перемен в жизни подземки ждать не стоит. «Если правительство сохранит за собой контрольный пакет, то оно и будет определять политику управления предприятием. Думаю, хуже не станет. Естественно, что регулирующие службы — такие, как ФАС — тоже должны вмешиваться в процесс, поскольку московское метро в некотором роде монополия», — сказал Маркин в беседе с BFM.ru. Особое внимание, по мнению Маркина, нужно обратить на создание привлекательного инвестиционного фона — для привлечения целевых инвесторов: «Не исключено, что к подобной сделке будет довольно невысокий интерес. Поэтому метрополитену нужно раскрывать финансовые данные, показать, каким образом он будет приносить прибыль. Сейчас эти параметры понятны лишь приблизительно». Агрессивная задача Напомним, в настоящее время в рамках борьбы с пробками в Москве идет активное развитие столичной подземки, в 2012 году началось масштабное строительство новых линий. По данным заместителя руководителя столичного департамента имущества Константина Песоцкого, в 2012 году за счет приватизации непрофильных активов столичная казна пополнится почти на 50 млрд рублей. Ранее руководитель городского департамента строительства Андрей Бочкарев сообщил, что в столице в ближайшие пять лет появятся более 36 новых станций метро, назвав эту задачу агрессивной. «Агрессивная в том плане, что объемы строительства достаточно большие, даже для существующего периода, но Москва обладает всеми необходимыми для этого ресурсами», — заверил Бочкарев, сообщив, что в настоящее время осуществляется ускоренное проектирование линий, которые планируется открыть в 2012-2014 годах. Действующие ветки также будут тянуть в область: в следующем году метро придет в Новокосино. Будут продлены Люблинская, Калининская, Замоскворецкая и Арбатско-Покровская линии. Метро протянут до Зеленограда и в Солнцево. А через восемь лет появится новая хордовая линия на территории Большой Москвы. Она свяжет «Проспект Вернадского» с двумя новыми станциями. Предполагается, что их назовут «Парламентский центр» и «Район «Коммунарка». В конце апреля власти Москвы утвердили план развития метро до 2020 года, согласно которому его протяженность почти за восемь лет должна возрасти в 1,5 раза. Для этого планируется построить 150 километров новых линий подземки 70 станций, а также 7 электродепо. Для этих целей из бюджета будет выделено свыше 400 млрд рублей. Заммэра по вопросам градостроительства Марат Хуснуллин считает, что таким образом будет решена самая сложная задача: москвичам не придется ехать через центр, для того, чтобы перейти на соседнюю ветку. Планы действительно грандиозные, однако эксперты сомневаются, удастся ли их реализовать. Сейчас возведение километра тоннеля обходится примерно в 200 млн долларов. Мэр Москвы уже заявлял о необходимости снизить себестоимость строительства, однако, по мнению эксперта Межрегиональной организации «Город и транспорт» Владимира Свириденкова, это не сильно повлияет на итоговую стоимость. «В какой-то мере подрядчик может «подвинуться» на 10-15%. Но основные затраты определяются нормами проектирования и нельзя кардинально снизить стоимость. Сейчас в Москве порядка 25% поездок осуществляется на личном транспорте и порядка 75% на общественном транспорте. Чтобы улучшить транспортную ситуацию, нужно в первую очередь стимулировать развитие именно общественного транспорта. Но одним метрополитеном этот вопрос, безусловно, не решить, потому что остается колоссальное количество направлений, где строительство метрополитена было бы не слишком эффективным из-за своей чудовищной стоимости», — сказал Свириденков в эфире Business FM.
|