Благодаря утилизационной программе автомобили ВАЗ 2105/2107 вновь заняли вершину пьедестала, обойдя конкурентов по объемам продаж. По данным Ассоциации европейского бизнеса, модели ВАЗ 2105/07 и Ford Focus в прошлом году стали лидерами продаж на российском рынке, который вырос в объеме на 30%. Перспективы на 2011–2012 годы тоже смотрятся неплохо, хотя макроэкономические риски способны подорвать планы производителей. В кризисном 2009 году по популярности у покупателей «классика» была лишь второй, тогда как наибольшим приоритетом пользовалась модель Lada Priora. Но благодаря утилизационной программе автомобили ВАЗ 2105/2107 вновь заняли вершину пьедестала, разойдясь, согласно статистике AEB, в количестве 136 тысяч 006 автомобилей (+102%). На «пятерки» и «семерки» пришлось более 46% всех продаж «АвтоВАЗа» по сертификатам. Лидерство Ford Focus носит условный характер, так как модель обошла конкурентов в условной номинации «самая продаваемая иностранная модель отечественной сборки», тогда как по всему модельному ряду продажи в количестве 67041 машин (+29%) позволили этому авто занять лишь пятое место. При этом почти вдвое вырос спрос на топовую комплектацию Titanium, которая заняла 38% в реализации Focus. Лидер «иностранцев российской сборки» 2009 года — Renault Logan (6 место) — в прошлом году разошелся тиражом 62 тысячи 862 автомобиля. Это лишь на 17% больше, чем годом ранее, когда машина лидировала среди всех иностранных моделей. Эту относительную неудачу эксперты объясняют дефицитом авто в салонах. Со второго по четвертое места в продажах заняли вазовские модели: Priora — 125 тысяч 235 машин (+26%), Lada Kalina — 108 тысяч 989 (+79%) и Samara — 101 тысяча 958 (+13%). Данные AEB также свидетельствуют, что самым продаваемым внедорожником в России второй год подряд стала Lada 4x4 — 44 тысячи 635 единиц (+67%), самым популярным импортным автомобилем — Daewoo Nexia (43 тысячи 943 машин, +56%). Эти две модели заняли 7 и 8 место по количеству продаж. А замыкают «десятку» лидеров две модели Chevrolet — Niva и Lacetti, которые были проданы в количестве 35 тысяч 380 (+44%) и 31 тысяча 885 штук (+9%) соответственно. Данные AEB свидетельствуют, что по итогам 2010 года объем продаж легковых авто и LCV составил 1 млн 910 тысяч 573 машины (+30%), а в декабре российский авторынок вырос на 60% до 204 тысяч 586 автомобилей. «Темпы восстановления российского автомобильного рынка превысили наш первоначальный прогноз, создав уверенный положительный тренд развития, начиная с апреля 2010 года», — заявил, комментируя эти результаты, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. «Результаты 2010 года вселяют в нас оптимизм. По мере того, как сохраняются высокие цены на нефть и укрепляется российская экономика, к россиянам возвращается уверенность в завтрашнем дне, и покупательская активность снова начала расти», — сказал в этой связи вице-председатель Комитета Марк Овенден. По его словам, прогнозы на 2011 год вполне позитивные, если, конечно, российская экономика и валюта продолжат свой рост. «Мы приветствуем продление программ утилизации подержанных автомобилей и льготного кредитования, которые, безусловно, внесут свой вклад в развитие автоиндустрии, однако следует заметить, что 80% продаж по этим программам приходится на дешевые автомобили традиционных российских производителей», — отметил российскую специфику Марк Оведен. Несмотря на риски, в Комитета автопроизводителей АЕБ предполагают, что в 2011 году в России будет продано, как минимум, 2,24 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Как считает Дэвид Томас, прогноз организации является показателем того, что Россия «вновь претендует на первенство среди автомобильных рынков Европы». Более того, в АЕБ уже по итогам 2012 года ожидают выхода российского автомобильного рынка на докризисный уровень и достижения им уровня продаж в 2,8–2,9 млн штук новых авто. По мнению аналитика «Инвесткафе» Максима Лобады, такие предположения выглядят слишком оптимистично, так как подразумевают рост продаж в 53% за 2 года, а это выглядит излишне оптимистично. «Мы однозначно за следующий год рекорда не установим. Позитивные факторы, которые приводятся в качестве обоснования, с легкостью могут быть нивелированы общей нестабильностью мировой экономики. Если такие факторы, как кризис суверенных долгов еврозоны, форсированная девальвация валют, общее падение мирового спроса и другие окажут существенное воздействие на рынки, то о столь высоких результатах и мечтать не придется», — заявил BFM.ru аналитик. Он напомнил, что основным бенефициаром программы утилизации является «АвтоВАЗ», чьи продажи «по факту и вытянули весь рынок» на рекордный рост в 2010 году. В этом году данная тенденция продолжится, но как только программа по утилизации будет свернута, продажи упадут, что повлечет за собой торможение в целом по рынку. И хотя «взамен» есть запас по наращиванию реализации в сегменте LCV, но он может немного сгладить падение, но ключевой роли не сыграет. «За счет программы утилизации продажи были «простимулированы» на треть, а после ее отмены уже через год мы можем увидеть не просто остановку темпов роста продаж, но и их снижение при прочих равных, несмотря на весь «позитив» в области кредитования и изменения потребительских настроений. Особенно, если учесть намерения Центробанка по повышению ставки, растущую инфляцию и серьезное увеличения расходов населения в связи с ростом тарифов естественных монополий», — считает Максим Лобада. Что касается тенденции по вытеснению российских автомобилей машинами иностранных марок, то к 2015 году они составят примерно половину отечественного автопарка, считает эксперт. В 2010 году больше всего среди иностранных компаний продали своих автомобилей Chevrolet —116 тысяч 233 штуки (+11%), Kia — 104 тысячи 235 (+49%) и Renault — 96 тысяч 466 (+33%). Но особо директор агентства «Автостат» Сергей Целиков отмечает успех именно Kia. «Прорыв корейской марке обеспечили агрессивная маркетинговая кампания, гибкая ценовая политика и актуальный модельный ряд, причем большинство бестселлеров Kia выпускаются на калининградском предприятии «Автотор», — заключил эксперт. Отметим также результат Lifan — 7700 штук (+188%). Китайцы уверено наращивают выпуск своих моделей на заводе в Черкесске и скоро они смогут составить серьезную конкуренцию бюджетным моделям «АвтоВАЗа» и более именитых брендов. |