Реализация моделей «АвтоВАЗа» в 2010 году увеличилась примерно на 45%, тогда как объем продаж на рынке вырос примерно на треть.Фото: РИА Новости По итогам 2010 года «АвтоВАЗ» продал на российском рынке 517 тысяч 147 автомобилей — это на 48% больше, чем в предыдущем году. Перспективы нового года будут зависеть от лояльности потребителей, которые могут охладеть к моделям завода, невзирая на продление программы утилизации. Увеличение реализации автомобилей «АвтоВАЗа» было обеспечено существенно выросшими объемами продаж на протяжении II-IV кварталов прошедшего года. Свой вклад в окончательный результат внесли как оживший покупательский спрос, так и воздействие программы утилизации, которая начала давать отдачу сразу же с начала своего действия 8 марта 2010 года. Сыграла свою роль и программа льготного кредитования. По данным Минпромторга на 30 декабря, к этому сроку поступило 354 тысячи заявок на получение льготных кредитов, а выдано их было 165 тысяч. Всего по программе утилизации в 2010 году продано 221 тысяч 584 автомобиля Lada. Как отмечает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков, за время действия программы в прошлом году доля «утилизационных» машин в реализации «АвтоВАЗа» составила 46,2%, Некоторые аналитики не исключали, что концовка года окажется смазанной, но этого не произошло: в декабре продажи на внутреннем рынке составили 49 тысяч 597 автомобилей, что оказалось на 78,3% больше, чем в том же месяце годом ранее (в ноябре было продано 55 тысяч 76 авто). В том числе по программе утилизации в декабре было реализовано 27 тысяч 160 автомобилей (54,7%). Бестселлером «АвтоВАЗа» и заодно самой продаваемой моделью в России по итогам 2010 года стала непотопляемая «классика»: ВАЗ 2105/2107 разошлись в количестве 136 тысяч 6 автомобилей, что вдвое превзошло результат кризисного 2009 года (102,3%). Утилизационное воскрешение «классики» произошло после годичного перерыва, так как в позапрошлом году эти модели уступали пальму первенства» семейству Lada Priora. Рост реализации Lada 2105/2107 почти наполовину объясняется воздействием программы утилизации — на «пятерки» и «семерки» приходится более 46% всех продаж «АвтоВАЗа» по утилизационным сертификатам. На втором месте по популярности у покупателей Lada Priora: по итогам года реализация этой модели составила 125 тысяч 559 машин (+20,3%). На третье место поднялась Lada Kalina, разошедшаяся в количестве 108 тысяч 989 экземпляров (+79,4%). Как и в случае с «классикой», основным драйвером продаж Lada Kalina в минувшем году стала утилизационная программа — выше 20% от всех продаж этого модельного ряда. Как сообщили во вторник BFM.ru в пресс-службе «АвтоВАЗа», в январе 2011 года дилерам начали поступать автомобили Lada Kalina, оснащенные штатными аудиосистемами. Первая партия машин в такой комплектации составила 500 штук. Аудиосистемы устанавливаются на автомобили в вариантах «норма» и «люкс». Первыми новую опцию получили универсалы, скоро магнитола появится на хэтчбеках (сначала с двумя динамиками, затем с четырьмя), а чуть позже аудиосистемой оснастят и партию седанов. Штатная магнитола добавляет к рекомендованной розничной цене модели Kalina 4 тысячи рублей. Семейство Lada Samara, которое было на втором месте по популярности у покупателей в 2009 году, на этот раз показало четвертый результат — 101 тысяча 958 проданных машин (+12,8%). И значительно лучше оказались годовые продажи внедорожника Lada 4x4, которые составили 44 тысячи 635 машин (+67%). Это позволило недавно справившей свое тридцатилетие модели второй год подряд оставаться самым продаваемым авто в сегменте SUV на российском рынке. На экспорт в минувшем году отправлена 41 тысяча 577 автомобилей Lada (+19,5%), из которых 3012 — в декабре. Кстати, в январе начинается поставка автомобилей Lada Priora и Lada Kalina в Испанию. Однако на существенные результаты продаж в этой стране заводу рассчитывать не приходится, так как, по данным Испанской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC), за 11 месяцев 2010 года в этой стране было продано всего 68 автомобилей марки (-8,1%). Реализация моделей завода в 2010 году в России увеличилась примерно на 45%, тогда как объем продаж на рынке вырос примерно на треть. Однако эксперты сдержано оценивают результаты «АвтоВАЗа», указывая, что 517 тысяч автомобилей — это примерно на 20% меньше результата 2008 года. Во вторник «АвтоВАЗ» возобновил работу и за январь с конвейера должно сойти около 41 тысячи машин. В настоящее время завод продолжает модернизацию производственного оборудования, пытается избавиться от непрофильных активов и реализовать ряд программ, в том числе по повышению качества продукции. Как считает начальник аналитического отдела ИК «Грандис капитал» Денис Барабанов, решение всех этих вопросов важно прежде всего с точки зрения прибыли, но точно предсказать объем покупательского спроса на продукцию в 2011 году вряд ли можно, так как он зависит от слишком многих факторов. «Думаю, программу утилизации продлят до конца этого года, что простимулирует продажи. Но мы же не знаем, насколько спрос по той же «классике» был уже удовлетворен за счет программы и удастся ли с ее помощью поддержать его и по другим моделям, — комментирует эксперт. — Поэтому 2011 год «АвтоВАЗ» сможет еще как-то пройти, но в дальнейшем ему важно двигаться вперед не с помощью программ поддержки, а за счет выпуска новых моделей». «Главное, что определит будущее завода, — это скорейшее обновление модельного ряда, но со сроками этого пока не совсем все ясно. И уже в 2012 году все будет зависеть от того, удастся ли «АвтоВАЗу» предложить конкурентную по цене продукцию по сравнению с другими бюджетными моделями и теми же китайскими машинами, которые все в большем количестве начинают появляться на нашем рынке», — заключил Денис Барабанов. |