«Газпром» снизил цены на газ в долгосрочных контрактах с европейскими клиентами на 10%. При этом холдинг не согласился увеличить «вес» спотовой цены на газ в ценообразовании, сообщил в интервью The Financial Times зампредправления «Газпрома» Александр Медведев. «Партнеры попросили нас пересмотреть цены. Мы изменили параметры ценовой формулы», — сказал топ-менеджер. Новый уровень цен обеспечит конкурентоспособность российского газа, уверен Медведев. «Газпром» согласился снизить цены на газ после переговоров с некоторыми из крупнейших клиентов, сказал топ-менеджер. Консультации проводились с турецкой Botas, германской Wingas, словацкой SPP и французской GDF Suez. Медведев сообщил также, что в 2011 году «Газпром» продал европейским компаниям 150 млрд кубометров газа (что соответствует плану) против 138 млрд в 2010 году. Показатель вырос в основном из-за Италии, отметил директор по изучению газовых ресурсов Института энергетических исследований в Оксфорде Джонатан Стерн. Италия наращивала закупки в России, чтобы компенсировать сокращение поставок из Ливии. Долгосрочные контракты «Газпрома» рассчитываются на основе цен на нефть. В последние годы некоторые клиенты российского холдинга стали настойчиво требовать изменить порядок расчета и взять за основу цены на спотовом рынке. При этом спотовые цены снижаются из-за притока в Европу сжиженного природного газа, спрос на который снижается в США из-за разработок сланцевого газа. В Европе цены на газ в течение последних двух лет, как отмечает издание, были стабильны на фоне дорожающей нефти. Два года назад «Газпром» согласился 15% контрактов с европейскими компаниями перевести на расчеты по спотовым ценам. По мнению Стерна, «Газпром» проигрывает битву за контракты на основе нефтяных цен. «Европа двигается в сторону спотового ценообразования», — уверен он. Российским же потребителям «Газпром» обещает 40-процентную скидку относительно средних цен для Европы. В 2011 году «Газпром» планировал поставить российским потребителям 368,2 млрд кубометров газа.
|